Что означают результаты теста? Печать

Опубликованный на нашем сайте Тест на соотношение Родителя, Взрослого и Ребенка в структуре личности оказался очень востребованным и популярным в Рунете. В этой статье мы хотели бы дать некоторые пояснения, которые могут оказаться полезными для понимания, что именно показывают результаты теста и как интерпретировать полученные числовые значения эго-состояний.

Родитель, Взрослый, Ребенок – по мнению психотерапевта Эрика Берна, есть в каждом из нас. Надо научиться узнавать их голоса, чтобы понять, почему мы так по-разному ведем себя с другими людьми и почему они по-разному ведут себя с нами.

На своих терапевтических сеансах Эрик Берн обратил внимание на то, как меняется голос, тембр, интонации, когда пациенты рассказывают свои истории: в какой-то момент они начинают говорить другими голосами – то звонкими, напоминающими детские, то суровыми или поучающими, как мог бы говорить недовольный поведением ребенка отец. Наблюдения за пациентами и за самим собой привели Берна к предположению, что изменение голоса связано с разными состояниями «я» (эго-состояниями), в которых находятся пациенты. Психотерапевт выделил три таких состояния и назвал их Родитель, Взрослый и Ребенок. Затем был создан метод транзактного анализа, который изучает наши контакты с другими людьми в разных состояниях нашего «я». Эрик Берн считал, что в каждый момент общения с собой или с окружающими мы находимся в каком-то из этих состояний: объективно оцениваем обстановку и принимаем решения, как Взрослый, требуем или заботимся, как Родитель, фантазируем, капризничаем или слушаемся, как Ребенок.

Моменты нашего общения с другими Берн назвал «трансакциями». Слово «трансакция» буквально переводится как «сделка». и если понимать общение как сделку, которая должна привести к положительному результату, становится ясно, почему этот результат не всегда так хорош, как хотелось бы. Просто Взрослый хотел серьезно и вдумчиво обсудить проблему с другим Взрослым, но на его месте неожиданно обнаружил раздраженного Родителя или обиженного Ребенка, и они не смогли договориться. Также несостоятельны могут сделки между другими эго-состояниями у партнеров.

Три состояния нашего «я» – это не роли, которые мы играем. Родителем, Взрослым или Ребенком мы становимся в тот или иной момент, часто не отдавая себе в этом отчета, почти автоматически. Для некоторых из нас привычно только одно из этих состояний – такие люди со всеми общаются, как послушные дети, или, наоборот, исключительно как взрослые, не позволяя себе поиграть или обидеться.

Выстраивая отношения с позиции взрослого человека, мы руководствуемся принципами реальности, умеем находить компромиссы, мы объективны, самостоятельны и действуем на основе собранной информации, а не только собственных желаний или общественных предписаний.

Когда в человеке начинает действовать Родитель, это означает, что главным для него в этот момент становятся требования его собственных родителей, которые он слышал, будучи маленьким, или интонации других людей, которые в детстве были его кумирами – это может быть любимый музыкант или даже литературный герой.

Третья наша ипостась – Ребенок. в ней отголосок нашего детства: тех чувств и потребностей, которые мы испытывали, когда были детьми. Ребенок просыпается в нас не только в процессе ученичества, но и когда мы говорим со своими родителями – многие замечали, что голос при разговоре с отцом или матерью ставится выше, звонче – таким, каким был в детстве. Таким же голосом чувствующие себя детьми подчиненные разговаривают с начальниками – но как только они начинают ощущать себя Взрослыми, в беседе с руководителем «прорезается» их настоящий голос.

(Подробнее см. Метод: ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ)

Все три эго-состояния необходимы здоровой и гармоничной личности. Родительское состояние "отвечает" за культурные и нравственные цености и убеждения, а также необходимо для воспитания детей. Взрослое состояние необходимо для разумных и зрелых суждений, объективной обработки информации. Детское состояние дарит радость творчества, самовыражения, интуиции.

Однако, как же интерпретировать результаты теста?

Следует обратить внимание на соотношение эго-состояний друг с другом. Хотя очевидно, что не существует "единственно правильного" варианта распределения, тем не менее, ряд исследователей считают, что оптимальны 2 варианта.

В первом случае соотношение эго-состояний на эгограмме представляет собой ситуацию, когда наиболее выражено Взрослое состояние, а Ребенок и Родитель имеют несколько  меньший вес и примерно равны. Во втором случае все состояния выражены приблизительно в одинаковой степени.

Не самой удачной следует считать ситуацию, когда на эгограмме Ребенок или Родитель превышает Взрослого.

Если наиболее силен Ребенок, то существует вероятность, что в этом случае в личности преобладают инфантильные качества. Такой человек может быть лишен рассудительности, чувства ответственности (либо напротив - гиперответственнен), этических норм (если при этом Родитель выражен слабо).

Если наиболее силен Родитель, то велика вероятность, что такой человек склонен к критиканству, стереотипности мышления, излишнему консерватизму, а также, возможно, гиперопеке над окружающими.

Основные отличительные черты эго-состояний сведены в таблице ниже.

Характеристики эго-состояний

Название

Основные функции

Мимическое выражение

Характерная лексика

Полное преобладание компонента при блокировке других

Родитель

Дает возможность эффективно действовать в качестве реальных родителей. Осуществляет автоматические реакции и решения. Уменьшает тревогу. Сохраняет моральные и этические нормы. Сохраняет и передает традиции культуры. Является воспроизведением реальности первых 6-8 лет жизни.

Нахмуренный лоб, поджатые губы, указующий перст, руки на бедрах, на груди, заламывание рук, жесты запрещения, отказа.

Прелесть, сынок, безобразие, низкий, вульгарный, отвратительный, прекрати раз и навсегда, ни за что на свете, оценочные суждения.

Искореняет все, что напоминает детскую радость. Живет и действует согласно установившимся шаблонам. Воспринимаем враждебно любые изменения.

Взрослый

Производит объективную обработку информации, высчитывает вероятности, существенные для взаимодействия с миром и удовлетворения своих потребностей. Регулирует деятельность Родителя и Ребенка, осуществляет объективное посредничество между ними. Формирует «Я – Образ». Является воспроизведением опыта, приобретенного в течение всей жизни.

Конструктивный, способный, экономный.

Человек рациональный, объективный. Формально лишенный этических ценностей и убеждений, не способный к жизнерадостности и другим проявлениям эмоций.

Ребенок

Его сферы – интуиция, порыв, радость, очарование, подражание, любопытство, поддразнивание, испуг, страх, опрометчивые поступки и все биологическое, инстинктивное. Нуждается в защите и ощущении безопасности. Является проявлением внутренней реальности первых 6-8 лет жизни.

Выражение застенчивости, хитрости, любопытства, страха, улыбка, смех.

Восклицания, клятвы, ругательства, междометия.

Получает от жизни много радостей и не занимается рациональным формированием и использованием ресурсов. Подвергается множеству опасностей. Не интересуется последствиями своего поведения, хочет лишь развлекаться и играть.

Работа над собой позволяет существенно изменить характер распределения эго-состояний в структуре нашей личности.

Дополнительные материалы: