Я-концепция: в согласии с собой Печать
Автор: Bacильeв Н. Н.   

Я-концепция — это одна из мощнейших систем убеждений, установок и представлений человека о себе и ситуации вокруг него. Поэтому человек, обладающий сложившейся Я-концепцией, строит свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило его представлениям о себе. "Умный" стремится вести себя так, как полагается умному; "богатый" — в соответствии с известными ему стандартами поведения "богатого". Я-концепция может играть роль фильтра, организующего восприятие и оценку опыта. Как формируется Я-концепция и как ее можно усовершенствовать?

Я-концепция — опосредует стимулы из окружающего мира, предопределяет образ действий людей и является ключевой причиной ощущения ими своей жизни как счастливой или трагичной. Я-концепция выполняет важные функции в жизни человека. По мнению английского психолога Роберта Бернса, она выполняет ряд функций.

  1. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности. Если Я-концепция человека противоречива, содержит взаимоисключающие представления, то человек испытывает дискомфорт. Его действия в таких случаях направлены либо на изменение Я-концепции, либо на искажение реальности во имя устранения дискомфорта. Согласованная Я-концепция позволяет личности чувствовать себя уверенно, находиться в тесном контакте с реальностью.
  2. Я-концепция определяет интерпретацию жизненного опыта личности. У человека существует устойчивая тенденция интерпретировать свой индивидуальный опыт на основе представлений о себе. Я-концепция служит своеобразной "призмой", через которую преломляется воспринимаемая реальность. Например, человек, считающий себя "неспособным", может объяснить свой успех случайностью, а "способный" — проявлением своего таланта; "непривлекательный" расценивает внимание к себе как попытку подшутить, а "привлекательный" как попытку познакомиться. Человек с позитивной Я-концепцией расценивает улыбку в свой адрес как проявление добрых чувств, а с негативной — как насмешку.
  3. Я-концепция является источником ожиданий. Она влияет на прогноз человека относительно того, что должно с ним произойти. В соответствии с Я-концепцией человек рассчитывает на успех или неудачу: "Я, как обычно, провалюсь" или "У меня все получится". Она позволяет ему предвидеть свои реакции: "Я испугаюсь", "Я расплачусь", "Я отнесусь к этому спокойно". Я-концепция навязывает человеку прогноз по поводу отношения и поведения людей в его адрес: "Меня никто не полюбит", "Надо мной будут смеяться", "Меня оценят высоко". Такой прогноз обладает свойством самоподтверждающегося пророчества: человек, ожидающий, что его будут критиковать, ведет себя неуверенно (или вызывающе) и тем самым действительно вызывает критику в свой адрес. Вместо того чтобы пассивно реагировать на окружающую среду, Я-концепция начинает изменять ее и подкреплять себя, не столько прогнозируя последствия, сколько провоцируя их.

Если поведение человека противоречит его Я-концепции, оно вызовет когнитивный диссонанс. Поэтому человек, обладающий сложившейся Я-концепцией, строит свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило его представлениям о себе. "Умный" стремится вести себя так, как полагается умному; "богатый" — в соответствии с известными ему стандартами поведения "богатого"; "неуспевающий" будет прогуливать занятия, отвлекаться на уроках и т. д. Таким образом, Я-концепция во многом определяет поведение.

Описывая себя, человек использует суждения, которые отражают некоторые устойчивые тенденции в его поведении. Как правило, эти суждения являются ответами на вопросы:

  • Кто я? (ролевые, статусные характеристики).
  • Какой я? (физические и психологические черты, характеристики).
  • Что я хочу? (мотивация, ценности, интересы).
  • Что я могу? (представления о собственных способностях).
  • Что мне принадлежит? (описание идеальных и материальных ценностей, обладание которыми значимо для него).

Все эти характеристики входят в Я-концепцию с различным "удельным весом": одни представляются более значимыми, другие — менее; значимость отдельных суждений может меняться в различном контексте, в разных жизненных ситуациях, в различные периоды жизни.

Данные Я-концепции организованы иерархически: есть более общие суждения, включающие в себя более частные. Например, "Я не люблю поэзию", "У меня сильная воля" и "Я — рационально мыслящий человек" могут быть следствиями установки "Я никогда не должен проявлять своих чувств". По мнению основателя сценарного анализа Эрика Берна, некоторые из таких решений могут лежать в основе плана жизни, который мы принимаем в раннем возрасте.

Ранние решения

Родительские фигуры, другие люди, да и сама жизнь снабжают ребенка данными о том, кто он такой, кто — другие люди и что представляет собой мир, куда он попал. Эти сообщения выглядят как своеобразные "послания", которые ребенок периодически принимает. Особенно чутко он относится к родительским посланиям, поскольку интуитивно чувствует, что его жизнь и благополучие зависят от них.

Некоторые послания на самом деле имеют характер вербального сообщения, адресованного ребенку или подслушанного им; иногда — это поступки или эмоциональные реакции. Но бывает и так, что ребенок, в силу эгоцентричности мышления, может счесть посланием событие своей жизни, реально сообщением не являющееся . Надо сказать, что значение имеет не то, что намеревался передать родитель, а то, каким смыслом наделил послание ребенок.

Анализируя психологические сценарии своих пациентов, обратившихся за терапевтической помощью, Берн пришел к выводу, что в их основе лежат неконструктивные решения, которые приняты под влиянием особых родительских посланий, имеющих негативное, разрушительное содержание. Их передают некоторые родители по причине каких-то собственных отклонений. Такие предписания подобны заклинаниям, которые околдовывают ребенка.

Среди словесно передаваемых негативных предписаний можно выделить:

  • Заклятья — негативные определения; "Ты — грязнуля! Болван! Тупица!" и т.д. "Ты — ужасный ребенок", "Ты — уродина".
  • Проклятья — пожелания ущерба, имеющие характер прямого приказания: "Чтоб ты провалился!..", "Нам было бы намного лучше без тебя", "Почему ты не можешь быть человеком!".
  • Негативные пророчества — ребенку сообщают, что его ждет в будущем: "Из тебя ничего толкового не выйдет!.. Тюрьма по тебе плачет!..", "Ты никогда ничего не достигнешь".
  • Стопперы — сообщения, в том или ином виде указывающие, чего нельзя делать: "Не умничай! Не думай о...! Не сердись!.. Не трогай, у тебя не получится; дай, лучше я!".

Предписания могут передаваться и невербально. Ребенок придумывает, фантазирует и неправильно интерпретирует события и таким способом сам дает себе предписания.

Например, после смерти отца ребенок дает себе предписание: "Не сближайся с людьми" — если никого не любить, то и не придется расстраиваться из-за потерь. Мальчик, решительное поведение которого каждый раз пресекается, может заключить: "Не надо быть мужчиной". Ребенок, чувства которого критикуют, может решить: "Не надо показывать свои чувства". Ребенок, которого наказывают за проявление несогласия со старшими, может заключить: "Не надо думать".

Маленький ребенок не в состоянии объективно оценить себя, и родительские фигуры становятся для него своеобразными "зеркалами", по которым он может судить о том, кто он такой и кем являются окружающие люди. Если значимые другие признают его, он считает себя стоящим человеком, а "Я" становится приемлемым. Однако если эти другие обходятся с ним как с плохим и вредным, он воспринимает себя как вредного и считает, что эта вредность живет у него внутри. Ребенок слишком мал и неопытен, чтобы понимать, что эти "зеркала" могут быть кривыми. Ребенок, которого ударили, не может заключить: "Я не плохой ребенок. Мама шлепнула меня, потому что она истерическая личность, переживающая, что не находится больше в центре внимания". Он скорее подумает, что проблема именно в нем, а не в его матери.

В описанных выше ситуациях ребенок может не слышать прямых вербальных указаний, но под воздействием сильных впечатлений принимает решение и следует ему.

Предписания могут быть позитивные или нейтральные.

Определения и оценки: "Мальчик, в тебе что-то есть... Молодец!.. Золотые руки!..". Пророчества: "Очень надеемся, что ты получишь высшее образование", "Однажды ты станешь знаменитым...", "Прямо создан быть музыкантом". Разрешения: указывают, что можно делать, но не заставляют.

Следует заметить, что предписания не "вживляются" в ребенка подобно электроду. Он властен принять их, проигнорировать или обратить в противоположность. Однако, если на основе предписания принято решение, его очень тяжело нарушить. Это решение определяет совокупность центральных убеждений о том, кто он такой, кто — окружающие его люди, что представляет собой этот мир и как в нем следует себя вести. Таким образом, сценарное решение — это глубокое и фундаментальное когнитивное образование, для подтверждения и оправдания которого человек может обращаться к отдельным иррациональным верованиям. Ранние решения становятся своеобразным фильтром, влияющим на все мировосприятие.

Экзистенциальная позиция

Человек выбирает сценарные темы в соответствии с решениями, принятыми им в глубоком детстве, и наиболее фундаментальные из этих тем — ощущения собственной ценности и благополучия. Берн обратил внимание, что жизненная позиция человека складывается из совокупности отношений к себе (Я — ОК или Я — не ОК) и совокупности отношений к партнеру по взаимодействию (Ты — ОК или Ты — не ОК). ОК в терминологии Берна может обозначать: "хороший", "ценный", "благополучный", "в ладу с самим собой". Сочетание этих установок определяет четыре основные экзистенциальные позиции:

  1. Я — ОК (+); Ты — ОК (+).
  2. Я — ОК (+); Ты — не ОК (-).
  3. Я — не ОК (-); Ты — ОК (+).
  4. Я — не ОК (-); Ты — не ОК (-).

Когда ребенок принимает одну из этих позиций, ранние решения, а затем и весь свой сценарий он подстраивает под нее.

Все дети начинают жизнь с позиции "Я+, Ты+". Когда младенец чувствует, что он живет в гармонии с миром и все в мире находится в гармонии с ним, эта позиция становится фундаментом для его решений. Меняет позицию ребенок лишь в том случае, если что-то вмешивается в его взаимозависимость с матерью, например, когда ребенок ощущает, что мать перестает защищать его и заботиться о нем, как она это делала ранее. В ответ на эти неудобства ребенок может решить, что он — не ОК или что другие люди не ОК, и перейти из состояния "базового доверия" в состояние принципиального недоверия. В соответствии с этим принципиальным представлением о себе и окружающих ребенок начинает писать собственный сценарий.

Каждый взрослый человек не находится в избранной позиции все время, мы можем менять эти жизненные позиции в различных ситуациях. Однако у каждого из нас есть принятая нами в детстве излюбленная экзистенциальная позиция, в которую мы входим, испытывая фрустрацию. Каждая из четырех экзистенциальных позиций характеризуется определенным набором эмоций.

  • Позиция "Я+; Ты+" является здоровой и заключается в сотрудничестве с другими людьми в решении жизненных проблем. Находясь в ней, мы действуем с целью достичь желаемых результатов, и эта позиция — единственная, основанная на реальности.
  • Позиция "Я+; Ты-" — оборонительная. Находясь здесь, человек старается возвыситься над другими людьми. При этом окружающие будут воспринимать его как подавляющего других,нечувствительного и агрессивного человека. Эта позиция характеризуется набором агрессивных эмоций и стремлением к избавлению от оппонента.
  • Позиция "Я-; Ты+" заставляет чувствовать себя ниже других людей. В ней человек скорее всего переживает неприятные чувства депрессивного характера и стремится удалиться от "хороших" людей, общества которых он "недостоин".
  • Позицию "Я-; Ты-" называют бесплодной. Человек убежден, что весь мир и все люди в нем плохи, как, впрочем, и он сам. Он чувствует себя уставшим и подавленным. Тема основного действия — выжидание.

Убеждения человека, оказывающие влияние на его эмоциональные проблемы, обычно содержат в себе множество слоев.

Наиболее ранним и глубоким является решение относительно собственного благополучия и доверия — экзистенциальная позиция. Она может играть роль фильтра, организующего восприятие и оценку опыта.Для ее оправдания и подтверждения под воздействием родительских предписаний принимается раннее решение относительно себя, людей и жизни, которое может стать центральным убеждением. Это убеждение, в свою очередь, влияет на мировосприятие, формирует частные убеждения относительно конкретных жизненных обстоятельств и совокупность установок.

Практикум

Следующее упражнение поможет вам узнать больше о себе и своих эмоциональных реакциях, а также о роли Я-концепции и системы убеждений в формировании ваших эмоциональных реакций.

  1. Выберите инициирующее событие, вызвавшее у вас разрушающие переживания. Вспомните, что произошло. Можете закрыть глаза. Воспроизведите ту ситуацию как можно полнее: представьте, что у вас есть видеозапись той сцены, и вы просматриваете ее. Когда вы увидите себя и других людей в той сцене, помните, что вы сейчас зритель и видите происходящее, глядя на экран. Сейчас вас там реально нет, вам ничто не может причинить вреда! Вы видите себя и ваших оппонентов со стороны: что вы говорили и что говорили вам? Что вы чувствовали тогда? Запомните это и "выключите телевизор".
  2. Возьмите лист бумаги и напишите двадцать различных ответов на вопрос "Кто я?" так, чтобы ваши описания отражали ваши представления о себе, когда вы были в той ситуации. Стремитесь к тому, чтобы это были такие ваши представления о себе, какими они были в той ситуации, а не теперь. Помните, что вы отвечаете самому себе, а не кому-то другому. Располагайте описания в том порядке, в котором они приходят вам в голову. Не заботьтесь об их логичности.
  3. Теперь дайте двадцать характеристик вашему оппоненту: опишите, каким вы восприняли его в этой сцене; "кем" он(а) был(а)?
  4. Оцените каждое суждение, характеризующее вас. Если оно отражает интенцию "Я считаю, что Я — в порядке по отношению к самому себе", то отметьте его знаком "+". Если интенция: "Я не в порядке по отношению к себе", отметьте его "-". Если интенция не ясна — поставьте "О".
  5. Обсудите ваши определения оппонента. Если интенция в оценке "Он не ОК по отношению ко мне" — поставьте "-". Поставьте "+" или "О" если интенция, соответственно, "Он не ОК по отношению ко мне" или нейтральна.
  6. Определите экзистенциальную позицию, в которой происходило ваше взаимодействие. Изменялась ли она в той ситуации? Если да, то как? Есть ли у вас "излюбленная" позиция?
  7. Какие чувства вы испытывали и какие тенденции в вашем поведении характеризовали их?
  8. Какие из выявленных убеждений по отношению к партнеру и самому себе способствовали развитию разрушающих переживаний?
  9. К чему вы стремились, в какую позицию вы пытались "поместить" оппонента? Удачно? Что можно было бы изменить сейчас, чтобы ситуация была завершена более успешно?
  10. Отметьте выраженность каждой позиции в вашем поведении. Для этого сделайте отметки, отражающие вашу интуитивную оценку времени, которое вы проводите в каждой из позиций.

Источник:
Центр дистанционного образования «Элитариум»