Модель процесса общения – полезный инструмент для развития международного менеджмента Печать E-mail
Автор: Каталин Гейс   

PCM (Process Communication Model) была основана в 70-х годах американским психологом Тайби Калером на базе результатов научных исследований. Следуя традиции трансактного анализа, она описывает различные модели личностных адаптаций/стилей.

Для чего она нужна?

PCM представляет собой систему для:

  • личностного роста
  • оценки клиента;
  • развития персонала
  • cоздания команды

В области межкультурного обучения PCM может быть направлена на:

  • понимание различных культурно-обусловленных моделей поведения и стрессового реагирования
  • разработку схемы коммуникационных моделей для себя и для коллег
  • помощь в развитии личности, лидерских качеств и стиля управления, сотрудничества в международном бизнесе, в создании мультикультурной команды и управлении проектами
  • снижение проблем из-за неправильного общения и недопонимания

Как работает PCM?

Личностные адаптации, описанные в PCM, не связаны с какой-либо культурой, возрастной группой или уровнем образования. Тем не менее, различные культуры показывают свои способы общения, психологические потребности и поведенческие драйверы с различной относительной интенсивностью.

Предположения:

  • Люди демонстрируют 6 различных типов личности (Трудоголик, Отзывчивый, Стойкий, Мечтатель, Бунтарь, Организатор)
  • Каждый человек несет в себе все типы личности, но в разном соотношении
  • Наиболее выраженный тип личности человека определяет сильные стороны его характера, психологические потребности, особенности восприятия, стиль управления, каналы связи, особенности и последовательность реагирования на стрессовые ситуации

На что похожа PCM?


Тип личности

Сильные стороны
характера

Психологические
потребности

Особенности восприятия

Стиль
управления

Канал
коммуникации

   Особенности   

  Поведение при стрессе  

Трудоголик (Мыслитель)

Ответственный
Логичный
Организованный

Признание за труд, организацию времени,достижения: «хорошая работа!»

Сперва думает, классифицирует людей и вещи, любит факты

Демократичный

Требовательный

Способность логически мыслить; воспринимает факты и синтезирует их

1. Ожидает от себя совершенства
2. Избыточный контроль: «Я ОК, ты не ОК»
3. Отвергает других

Отзывчивый (Чувствующий)

Сострадательный
Чувствительный
Проявляющий теплоту

Признание за личностные качества, чувствительность

Сперва чувствует, любит гармонию, заботится о других

Доброжелательный

Воспитывающий

Возможность заботиться, быть сопереживающим и делиться с другими. Хорош для создания гармонии

1. Избыточная адаптация. Угождает другим, чтобы быть принятым.
2. Приглашает к критике «Я не ОК, ты ОК»
3. Получает отвержение

Стойкий (Верующий)

Преданный
Наблюдательный
Добросовестный

Признания работы, ценностей, убеждений: «Я ценю ваше мнение»

Сперва судит, все оценивает, будучи предвзятым

Демократичный

Требовательный

Способность отстаивать мнения, убеждения, суждения

1. Ожидает от других совершенства
2. Объявляет войну, сражается и продавливает тезис: "Я ОК, вы не ОК"
3. Покидает других

Мечтатель

Размышляющий
Одаренный воображением
Спокойный

Одиночество, требует наличия личного времени и пространства

Сперва рефлексирует, мотивируется извне

Автократичный (пассивный)

Директивный (пассивный)

Способность быть рефлексивными, хорошо работает с предметами, задачами. Обычно очень искусен в деятельности, требующей ручной работы

1. Давящее чувство, что необходимо быть сильным.
2. Испытывает робость, чувство неполноценности.
Избегание: "Я не OK,ты ОК".
3. Уходит прочь:"Никто не говорит мне, что делать".

Бунтарь

Спонтанный
Творческий
Игривый

Игривый физический контакт, стимулирующее веселое окружение:  «Здесь здорово!»

Реагирует на людей и вещи, с симпатией и антипатией

Политика невмешательства

Игривый

Возможность играть и наслаждаться действительностью

1. Неуместно делегирует проблему
2. Получает отказ, сердится, обвиняет других: «Я ОК, ты не ОК»
3. Критикует: "Я вам покажу"

Организатор (Деятель)

Убедительный
Адаптивный
Очаровательный

Нуждается в действии и сильном волнении  в течение короткого периода времени

Ориентирован на конкретные действия

Автократичный (Активный)

Директивный (Активный)

Может быть твердым и прямым

1. Другие должны сами заботиться о себе. Не обеспечивает достаточной поддержки людям.
2. Изворачивается, нарушает правила, проявляет мстительность, манипулирует:
Я ОК, ты не ОК.
3. Отвергает и покидает других.

 

Источник:
Sietar Congress
Перевод Вадима Шумилова
Оригинал документа можно загрузить здесь

 

Оставлять комментарии к статьям могут только зарегистрированные пользователи.


Понравились материалы сайта? Хотите получать информацию о новых статьях, тестах, событиях в мире трансактного анализа, семинарах и вебинарах? Заполните эту форму:

Ваше имя:
Ваш E-Mail:


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100