Решение проблем симбиоза в практике педагога-психолога PDF Печать E-mail
Автор: Гамзина Е.Н.   

Текст выступления на международной научно-практической конференции "Коммуникативные технологии в современном мире" 4 декабря 2006 года, СПб, 2006.
Организаторы: Санкт-Петербургское объединение транзактного анализа, Государственный Университет Высшая школа экономики

Модель симбиотических отношений из транзактного анализа может эффективно применяться в деятельности педагога-психолога. Данная модель отношений может быть использована при рассмотрении дисгармонических отношений в семье, при решении трудностей в межличностных отношениях учеников, в отношениях «учитель-ученик», коллег в организации и т.д.

Для начала вспомним некоторые этапы в развитии человека, где появляются впервые и затем формируются симбиотические отношения, как они становятся частью жизни человека.

В первые месяцы жизни человека слияние с матерью является необходимым условием выживания ребёнка. Мать нацелена на обеспечение выживания младенца, его нужды становятся приоритетными. Она не вполне может удовлетворять потребности своего детского эго-состояния, для неё потребности ребёнка становятся как бы собственными. Преобладающим является в этот период её родительское эго-состояние. Младенец существовать без симбиоза с матерью не может. Это пример здорового и более того необходимого симбиоза, он обеспечивает успешную адаптацию в мире и выживание малыша. Если ребёнок беспокоится, не спит, плачет - тогда мать активизирует своё взрослое эго-состояние, для того, чтобы понять, в чём потребность младенца. Так происходит закладка будущих переносных отношений. В данном случае такая забота матери не патологическое состояние вещей, а необходимая реальность, жизненная необходимость. Постепенно по мере прохождения времени мать начинает всё больше удовлетворять и свои потребности, особенно, если получает поддерживающую помощь отца ребёнка.

В дальнейшем мать имеет возможности всё более полноценно заботиться о себе, т.к. ребёнок всё меньше и меньше зависит от её присутствия и опеки. Ещё позже он сам научается проявлять элементарную заботу о себе и делать первые умозаключения, справляться со многими ситуациями без матери. Формируются его собственные эго-состояния Взрослого и Родителя. В конечном итоге по мере взросления потребность в симбиозе должна полностью исчезнуть, т.к. человек научается быть самостоятельным.

Представим себе, что по каким–то причинам, мать оказывается слишком привязанной к своему ребёнку. Такие случаи наблюдаются в практике психолога, когда при сборе анамнеза выясняются какие- либо травмирующие особенности личной истории матери или самого ребёнка. Например, факт того, что ребёнок долгожданный, что его рождение предваряла потеря другого ребёнка, когда ребёнок много болеет и для матери существует угроза его здоровью, так же если мать находится уже не в молодом возрасте и рождение ребёнка приобретает для неё особую ценность. В этом случае своевременное вырастание из зависимых отношений порой не происходит. Удовлетворяя, бессознательно, какие-то свои потребности, мать сохраняет привязанность на более длительное время. Потенциал эго-состояний Взрослого и Родителя в ребёнке остаются неактивным или активизируются не в полной мере. Мать как бы заменяет его собственными эго-состояниями. В итоге, и матери, и ребёнку со временем становятся привычными и «взаимовыгодными» такие отношения. Так формируется симбиотическая модель взаимоотношений. При диагностике таких отношений, например с помощью методики «Поле отношений», психолог может обнаружить стиль гиперопеки или доминирования.

Взаимодействуя в дальнейшем со взрослыми людьми, ребенок будет множество раз использовать привычную модель, используя переносные отношения. Воспроизведёт её в саду, затем в начальной школе, общаясь с первым учителем. Естественно, что в образовательной среде, например, будучи воспитанником группы ДОУ, такой ребёнок будет осуществлять перенос на отношения с воспитателем, ожидая от него соответствующего поведения. Необходимо отметить, что в дошкольном учреждении и в начальной школе частичное выполнение педагогом родительских функций оправдано, т.к. полный выход из симбиотических отношений происходит позже, к 10-12 годам. Однако при этом встаёт вопрос, в какой степени продолжать сопровождение и в какой степени ожидать самостоятельности.

При нормальном типе отношений постепенно формируется ролевое поведение «ученика», которое отличается от роли «ребёнок», это другая линия отношений. Если описывать с точки зрения эго-состояний, то это общение Взрослый-Взрослый. Затем в средней и старшей школе реализуется роль «ученик», отношения «родитель – ребёнок» постепенно уходят из школьной среды, проявляются только дома.

Если процесс взросления проходил по здоровому сценарию, то скорее всего учащийся не будет ожидать стереотипа проявления материнского поведения в реакциях других значимых фигур.
Что же происходит, если из взаимозависимых отношений ребёнок не вырос? Он ищет псевдородителя, а сам проигрывает свою роль ребёнка для осуществления симбиоза. В школьной жизни случается ученик плачет, если одноклассник сбросил его портфель на пол, обращая на себя внимание, вызывая у взрослого сострадание. Он проигрывает роль ребёнка и находится в поиске родителя. Иногда педагог оказывается удачным партнёром для воспроизведения модели симбиотических отношений и играет роль родителя. Предположим, учитель откликается ожидаемым образом на приглашения побыть родителем, некоторое время такое взаимодействие удовлетворяет их обоих. Учитель начинает останавливать или наказывать «обидчика», принимая на себя родительскую роль. Оба персонажа оказываются удовлетворенными своим симбиозом. Один получил защиту и покровительство, другой прослыл добрым и заботливым. Случается, что партнёр по симбиозу проявляется и из ученической среды.

Проблема возникает в том случае, если модель поведения учителя или воспитателя не вписываются в то, как это было понято и записано в памяти ребёнка. Тогда возникают трудности и, возможно, участники конфликта обращаются за помощью к психологу.

Так же в дружеских отношениях может происходить поиск покровительственных отношений. Если в классе есть ученик-партнёр для удовлетворения симбиоза, то пара состоится, и какое-то время отношения будут продолжаться. В дальнейшем общении при развитии симбиотических взаимоотношений финалы могут быть различны.

Таким образом, если в истории человека произошли травмирующие события или процесс формирования личности происходил в негармоничных отношениях, то тогда есть вероятность недостаточного использования своего взрослого и родительского состояния. Человек находится в поиске лица, готового заменить ему родителя, а его поведение будет приглашать других людей к симбиозу. Если симбиотичность так и осталась преобладающим стилем поведения, то зависимые отношения перекочуют в семейную жизнь, в рабочие отношения.

Рассмотрим вопрос другой точки зрения. Любой школьный психолог встречает в своей практике ситуации, когда школьный учитель, начальник в организации ведут себя так, как будто они обязаны принять эту родительскую роль. Образ, который стоит за ролью, они перенесли из своего детства. Они относятся к группе достаточно взрослых людей или детей, как к детям. Можно обратить внимание на примеры, когда учитель повышает голос и кричит на ученика, на класс. В отношениях вне симбиоза, из Взрослого во Взрослого такая ситуация невозможна. Симбиоз коварен тем, что одному из партнёров может надоесть питать его. Вторая половина оказывается фрустрированной. От того, что симбиоз –это скрытый от социальных взаимоотношений слой, то проанализировать, что произошло достаточно сложно. Естественно при расторжении отношений партнёр чувствует вакуум из-за недостающей части симбиоза. Люди легко попадают в такие переносные отношения. Если родитель кричит на ребёнка, переходящего дорогу на красный свет- это можно понять. А если, например, директор кричит на учителя, то это явно не профессиональные отношения. Учитель может естественно подчиниться и выполнять распоряжение, а может испытывать протест и решить не выполнять приказа - в обоих случаях они партнёры в симбиозе.

Симбиотические отношения в школьной среде проявляются чаще, чем мы предполагаем. Каждый классный руководитель сталкивается с ситуацией, когда, попрощавшись с выпускным классом и, став классным руководителем 5-го класса, учащиеся кажутся ему незрелыми, неподготовленными, несамостоятельными. Переносные отношения не дают возможности педагогу взаимодействовать с реальным классом в «здесь и сейчас».

Учащиеся, получив опыт взаимодействия с первым учителем, при переходе в старшую школу переносят опыт общения на других учителей. Поскольку учителей-предметников несколько, и они практикуют разные типы взаимоотношений, то трафарет, наработанный в предыдущем симбиозе не «срабатывает». Ученик и родитель могут оказаться в состоянии непонимания друг друга.
Ученик, который перешёл из одного класса в другой или в другую школу переносит опробованный в прежнем симбиозе тип отношений с классным коллективом в новую ситуацию. Есть риск того, что класс не поймёт его и не примет его, т.е. не станет партнёром.

Также с последствиями симбиотических отношений часто сталкиваются родители, которые благополучно вырастили старшего ребёнка. Пытаясь воспроизвести те же отношения с младшим ребёнком, встречаются, например с сопротивлением. Младший ребёнок не хочет быть партнёром, родители не учитывают реальность и безрезультатно повторяют привычные способы взаимодействия.

В своей практике я встречаю молодые семьи, живущие вместе со своими родителями, часто они продолжают симбиоз с ними. С помощью методики «Рисунок семьи» недавно удалось разобраться в проблеме пассивного поведения ученика первого класса. На рисунке самой значимой фигурой в семье он изобразил деда, затем в семейной иерархии следовал сам первоклассник, затем бабушка, затем тётя- сестра матери, только потом отец, в конце мать. Молодая семья его родителей не реализовала себя, как самостоятельную структуру. Подчиняющееся деду поведение отца, его пассивность и скопировал мальчик.

Симбиотические отношения часто можно наблюдать в семьях матерей-одиночек. Мать может составлять симбиоз с ребёнком, также подавляющая авторитарная бабушка может всё ещё удерживать в зависимости мать ребёнка.

Особый случай, когда мы встречаемся с «перевёрнутым» симбиозом, в котором ребёнок берёт на себя роль родителя. Может быть 8- летний сын опекает свою мать. В одной из последних ситуаций своей практики я встретилась с тем, что 7-летний ребёнок в подсознательном матери занял место, которое должно принадлежать мужчине-партнёру. При этом реальный мужчина- отец ребёнка был вытеснен из жизни женщины.

Психологу в образовательной среде, встречаясь с подобными проблемами, необходимо иметь инструмент для разрешения трудностей. Достаточно часто именно симбиотические отношения становятся причиной конфликтов между учениками и учителями, между родителями и учителями, между администрацией и учителями.

  • Прежде всего, для решения подобных ситуаций необходимо помнить, что взаимозависимость- это скрытый неявный слой отношений и он не оговорён участниками открыто. На социальном уровне роли отношения «родитель –ребёнок» при этом маскируются. Нет речи ни о контракте, ни о явном договоре.
  • Важно помнить, что каждый участник воспроизводит свой уже использованный, опробованный способ поведения из предыдущих ситуаций, чаще всего из детства, а значит, находится не в «здесь и сейчас».
  • Симбиоз – это плацдарм для демонстрации рэкетных, суррогатных чувств, значит, а это способ паразитировать за счёт других, использовать манипуляции.
  • Один из участников взаимозависимости может приглашать к спасательству или преследованию, значит будут разворачиваться игровые отношения, описанные с помощью драматического треугольника Карпмана.
  • Так же для решения последствий симбиотических отношений следует помнить о теории переносных или трансферных отношений.
  • Психологу так же полезно учитывать, что такие проблемы как алкоголизм и наркомания – это последствия неполноценно прожитых симбиотических отношений с матерью на ранних стадиях развития.

 

Психологу необходимо помнить о том, что он сам, при решении ситуации, легко может быть вовлечён в симбиотические отношения тех, кто обратился за помощью. Анализируя происходящее, можно получить ценную информацию о вкладе каждого в проблему. А вышеуказанные концепции транзактного анализа помогут быть и эффективным и грамотно организовать в образовательных учреждениях профилактическую работу.

Литература:
Мойзо К. Эго-состояния и перенос. (Статья).
Пирром Н. Рэкет а образовательной области, чтобы защищать себя от рэкета. (ЕАТА .Информационный бюллетень. Июнь 2006 г.)
Пуччели Б. Транзакциональное лидерство. (Семинар. С-Петербург.12.04.03.)
Стюарт Я и Джойнс В. Современный транзактный анализ. С-Пб.,
Шапарь В.Б., Тимченко А.В.,Швыдченко Практическая психология . Инструментарий. («Феникс», 2002 год)

 

Источник:
Сайт
Санкт-Петербургской Организации Транзактного Анализа

 

Оставлять комментарии к статьям могут только зарегистрированные пользователи.


Понравились материалы сайта? Хотите получать информацию о новых статьях, тестах, событиях в мире трансактного анализа, семинарах и вебинарах? Заполните эту форму:

Ваше имя:
Ваш E-Mail:


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100