Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса Печать
Автор: М. С. Соковнина, В. Н. Алешин   

В групповой психологической работе с участниками образовательного процесса наиболее эффективными для коррекции взаимоотношений и личности с нашей точки зрения являются игровые методы. Это связано с тем, что обучение через игровую деятельность, в которой на первом месте стоит действие, а мыслительные процессы стимулируются полученным новым опытом проживания, в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям детей. В то же время другие методы и обучения и сопровождения, в которых познавательный цикл начинается с подачи информации на рациональном уровне, используются чаще, что создает дисбаланс в сторону когнитивно-рациональных подходов, опирающихся на понятийное мышление.

Такие направления групповой работы как психодрама и транзактный анализ (ТА) широко используют ролевое проигрывание в своем практическом подходе.

Авторы этой статьи сначала использовали каждый отдельно психодраму и ТА. Но практика использования в психодраме подходов ТА и в транзактном анализе техник психодрамы создает дополнительные ресурсы для психологической помощи и решения личностных проблем и проблем развития учащихся. Поэтому авторы решили провести анализ сходства и различия теории психодрамы и ТА и найти точки соприкосновения этих двух теорий для лучшего понимания принципов их совмещения.

Исторически эти два направления подпитывались друг от друга, так как разработка психодрамы и ТА (их создателями были Джекобо Морено и Эрик Берн) проходила в один и тот же исторический период. Как пишет библиограф Рене Ф. Марино, в 1942 году в Институте социометрии в Нью-Йорке, который организовал Морено, собирались профессионалы разных специальностей и «в собраниях, проходивших по пятницам, принимали участие, например, Фриц Перлс, Фулкс и Эрик Берн.» [8, c. 15]. А известная немецкая психодраматистка Грете Лейц отмечает, что эти занятия влияли на включение участниками встреч ролевой игры в свои методы, и она считает, что под влиянием этих встреч и Эрик Берн отвел разработанным им трансактным играм важное место в своей теории[6].

Э. Берн так видит сильные стороны психодрамы: «В психодраме можно воспроизвести тяжкие эмоциональные потрясения, что дает субъекту возможность полностью выразить свои чувства и осознать, таким образом, свои накопившиеся страхи и провинности.»[2, c.279].

Рассматривая теорию психодрамы и теорию ТА, надо сразу обратить внимание на то, что понятия, которые ввели Морено и Берн в свои концепции, очень близки: это – игра, спонтанность, креативность, взаимодействие, и др., У них также близки некоторые практические подходы в психотерапевтической работе. Представим в таблице аспекты сходства и различия этих двух подходов.

Таблица 1

Сравнение концепций психодрамы и транзактного анализа

 

Направление

Психодрама

Транзактный анализ

1.

Цель терапии:

Пробуждение спонтанности, которая выражается в акте творчества, то есть проявлении некой модели поведения в ситуации "здесь и сейчас" Киппер Д. [4, с.12]. Морено также связывал спонтанность и психическое здоровья. Отсутствие спонтанности означало для него эмоциональное нездоровье, следовательно, цель психотерапии - "обучение спонтанности"[4].

Формирование автономной личности. При этом автономность определяется через три способности - осознания, спонтанности и интимности [9]. (По определению Берна автономность характеризуется высвобождением или восстановлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности.)

 

Направление

Психодрама

Транзактный анализ

2.

Определение спонтанности

«Спонтанность — ключевое понятие в теории Морено — не означает рефлекторного действия, отсутствия контроля и необдуманности. В психодраматическом смысле спонтанность предполагает способность движения в заданном направлении, а, следовательно, она не чужда контроля над собой» [4].

Под спонтанностью понимается способность выбирать из всего возможного диапазона чувств, мыслей и поведения [9].

3.

Задачи /этапы

1. Облегчить проявление скрытых чувств

2. Обеспечить достижение инсайта

3. Помочь клиенту создать новые и более эффективные формы поведения

4. Раскрыть неисследованные возможности разрешения конфликтов

 

1. Прояснить проблему

2. Сформулировать желаемый результат

3. Развивать понимание механизмов личного сценарного поведения

4. Подвести к переоценке ранних решений и принятию новых решений

5. Закрепить новые формы поведения через практику

Авторы статьи не претендуют на то, что ими рассмотрены все важные элементы ТА и психодрамы. Тем не менее, весьма вдохновляет определенное сходство в целях терапии ТА и психодрамы.

Одно из направлений ТА - школа перерешения Б. и М. Гулдингов - с точки зрения авторов наиболее близка к методу психодрамы. Мы решили провести сравнительный анализ этих двух технологий, как для развития понимания как специфики, так и элементов общности между психодрамой и школой Гулдингов в ТА. Результаты анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сходство и различия метода перерешения в тразактном анализе и психодраме

 

Описание методов на разных этапах реализации

Сходство

Отличия

 

Психодрама

Школа перерешения в ТА

1. Стадия разогрева/ подготовительный этап

«Раскрытие» участников группы и протагониста поддерживается за счет «разминочных техник».

«Раскрытие» участников группы и/или клиента обеспечивается за счет фокуса на создании безопасной атмосферы, средствами контрактирования, правил, защиты, учета динамики группы.

Признается важность создания условий для возможности «самораскрытия» или аутентичности в работе над проблемами.

В ТА работа над групповым контрактом предоставляет возможность заявить членам группы о своих индивидуальных запросах, касающихся их безопасности в группе.

2. Стадия действия

Уточнение проблемы и желаемого результата

В сравнении с ТА-моделью возможно более размытое представление о результате или отсутствие позитивно-сформулированного представления о результате.

Фокус на контрактировании с клиентом относительно результата, который он хочет достичь с уточнением желаемых изменений в трех сферах- чувства, мышление, поведение

«Разыгрыванию» действия в обеих направлениях предшествует обсуждение и уточнение проблемы с клиентом.

Ясный контракт в большей степени гарантирует результат. Но он требует большей подготовленности клиента. Также для клиентов с запретом «не чувствуй свои потребности» возможно будет более подходящей психодрама, не требующая скрупулезно составленного контракта.

3. Выбор протагониста. Используемые технологии выбора.

Используется в сеансе одна из перечисленных:

А) решает психодраматург, исходя из своих критериев (время, необходимое для проработки, важность, и т.п.)

Б) решает группа «голосованием», чья проблема для нее более важна

В) выбор осуществляется через дискуссию участников группы, желающими на стать протагонистами.

Используются одновременно:

А) учет готовности клиента (явное выражение желания сделать работу сейчас)

Б) использование правил группы, обеспечивающих минимизацию соревновательных процессов при установлении очередности клиентов.

 

Имеются рекомендуемые правила по выбору протагониста или процедура.

Техника ТА -более защищающая, т. к. в случае Б «невыбранные» клиенты могут переживать, что они и их проблемы не значимы для группы, и – в случае «В» - дискуссия актуализирует проблематику, всем «потенциальным протагонистам» остаются с актуализированной проблематикой.

4. Инсценирование и его особенности

Инсценирование используется для разнообразного, широкого круга интрапсихических и межличностных проблем.

Инсценирование используется преимущественно для работы с «тупиками» (1,2,3 степени) [3], изображаемые элементы сцены отображают первичную сцену формирования тупика, или условия формирования тупика, или значимые фигуры или символы, на которые проецируется содержание тупика.

В обоих направлениях используется «инсценирование» проблемы, для стимулирования выражения клиентом

чувств, рефлексирования и стимулирования инсайта в области, где содержится проблема.

 

5. Особенности диалога

Используется диалог реальных лиц и практически любых элементов личности клиента

Используется «диалог» «реальных» лиц, эго-состояний, ролей, потребностей.

Общее: Использование «экстериоризации» - вынесения вовне внутреннего диалога.

Психодрама здесь более креативна и допускает включение разнообразных элементов проблемы, гипотезы о которых выдвигаются в процессе работы.

6. Ожидаемые изменения клиента

1) Катарсис

2) Инсайт (понимание)

3) Новые способы поведения, расширение ролевого репертуара [1].

Катарсис или выражение чувств рассматривается как необходимый, но промежуточный этап на пути к перерешению, так как невыраженные

чувства, считается, блокируют возможность

перерешения. Перерешение ведет к расширению выборов в поведении.

Общие понятия; выражение чувств, понимание проблемы, новые способы поведения.

Так как новые способы поведения не могут сформироваться без перерешения, можно предположить, что они являются. «скрытой, неучтенной фазой», проживаемой клиентом в психодраматизации проблемы.

В ТА дополнительно используется концепция рэкетных и аутентичных чувств. ТА-аналитик диагностирует и приглашает клиента от рэкетных чувств к аутентичным, поскольку выражение рэкетных чувств не ведет к катарсису.

7. Необходимость работы с первичной сценой

По мнению Морено, истинная суть вещей (событий) раскрывается, лишь когда они оказываются в своем первоначальном контексте. Изменение контекста меняет содержание вещей. [4,с. 12].

В школе перерешения признается важность найти «первичную сцену» и стимулировать перерешение клиента, принятое им в тот момент.

Важность контекста

В школе перерешения представление о «первичном контексте» более узко. Каждый подход имеет преимущества и недостатки. Преимущества «работают», если способ выбора «первоначального контекста» осуществляется в зависимости от специфики случая.

8. Конкретность

«Весьма существенно, чтобы информация, представленная во время сеанса ролевых игр как терапевтом, так и пациентами, носила конкретный характер.» [4, с. 22].

Аналогичное требование в ТА и школе перерешения.

Совпадение в методе работы.

Нет

9. Временные смещения

Прошлое или будущее привносится в настоящее.

Символически, клиент «перемещается» во времени.

Проговаривание протагонистом- клиентом событий в настоящем времени.

Нет

10. Факторы, используемые для инсценирования проблемной ситуации,или проблемы

Ситуация действия создается за счет сцены, элементы личности «моделируют» участники группы и/или сам протагонист.

Воображаемая ситуация действия может создаваться 1) с помощью участников группы, 2) самим клиентом (с помощью переходов со стула на стул,

1) в воображении клиентом

Создание ситуации действия, связанной с излагаемой клиентом (протагонистом) проблемой.

 

11. Использование "Фокусировки"

«Терапия посредством клинических ролевых игр использует выборочное усиление (фокусировку)»[4].

В терапии перерешения терапевтом может использоваться метод «фокусировки» раннего решения, чтобы стимулировать клиента к перерешению.

 

Методический подход совпадает.

 

12. Важность выражения чувств для исцеления

«Инсайт сам по себе обычно не исцеляет. Исцеление происходит, когда эмоции выплеснуты и приняты»[7, с.269]

Считается, что не выраженные в первичной сцене чувства блокируют перерешения, поэтому необходимо выражение чувств.

Концептуальный подход совпадает.

Нет

13. Ритуал входа и выхода из роли

Психодраматистом регулируется и прослеживается выход участников из игранных ими ролей

А) с помощью психодраматических приемов (теперь ты не…. А ты…….)

Б) выхода со сцены.

Терапевтом регулируется выход клиента из ролей

а) с помощью завершения диалога на «исходном» стуле

б) прощания с воображаемыми фигурами

в) удаления со «сцены» условий и предметов воображаемой ситуации

г) выведение клиента из «перемещения во времени» с использованием элементов внушения.

Оба метода признают важность «завершения конов», то есть выхода индивидуумов из игранных ими ролей и из сцены».

Различия в ритуале принципиального значения не имеют

14. Завершающая стадия /шеринг

Защита клиента

Защита через правило: В течение «шеринга» участникам держать фокус на личном опыте (говорить о себе, а не о протагонисте) [7].

Защита поддерживается с помощью группового контракта, установленного в начале работы (Я высказывания, не делать оценочных суждений и т.п.).

Учитывается важность специфичной защиты клиента – протагониста в течение шеринга.

Одно и то же явление описано в разной терминологии.

15. Обязательность шеринга – обратной групповой связи

«Шеринг» проводится в обязательном порядке

Допускается «пропуск» шеринга по просьбе работавшего клиента (протагониста), если он не готов слушать.

Признается важность «шеринга» - обратной связи, допускаются исключения.

В ТА допускаются исключения.

В результате проведенного теоретического исследования, авторы сделали вывод, что Транзактный анализ в лице школы Гулдингов и психодрама совместимы, хотя и нуждаются в проработке, доработке условий технической совместимости процедур в конкретных случаях работы. Совместимость этих двух направлений обеспечивается высоким уровнем сходства как философских и теоретических позиций, так и сходством процедурных этапов.

Наряду со сходством имеются и различия, формирующие специфичность метода, так как методы школы перерешения Гулдингов не идентичны полностью методу, процедуре психодрамы, равно как и психодрама - школе Гулдингов.

Однако имеющиеся моменты сходства позволяют в практической работе использовать методы психодрамы с трансактным анализом.

Приведем практические примеры совмещения ТА и техник психодрамы в образовательном процессе, применявшиеся авторами.

1) Ролевое проигрывание использовалось в рамках программы адаптации учащихся 5 классов, в форме игры «Педагогический Совет», где дети играли учителей, выставляющих итоговые оценки. Игра помогала учащимся понять мотивацию учителей при выставлении оценок, что способствовало адаптации. При построении и коррекции транзакций между участниками применялось транзактноаналитическое понимание эффективных и неэффективных транзакций [9].

2) Дети в аналогичной ролевой игре разрабатывали правила школы, как из роли учащихся, так и из роли учителя, что способствовало принятию школьных правил. Использовалась концепция контракта, и сбалансированность школьных правил, разрабатываемых участниками, рассматривалась с точки зрения их ответа на психологические потребности по Э.Берну, с точки зрения сбалансированности вклада участников, а также с точки зрения концепции трехстороннего контракта Фаниты Инглиш [11].

В обоих случаях проигрывание проводилось как психодраматическая техника обмена ролями, техника принятия роли, техника монолог, диалог, двойник, использовались и транзактноаналитические концепии. Концепции транзактного анализа использовались в этих случаях также для концептуализаци понимания процесса ролевой игры и получаемого результата. В частности, понималось, что «игровое» обсуждение правил между участниками образовательного процесса будет стимулировать формирование эго-состояния Взрослого и личностной автономности и способствовать принятию ответственности. Элементы коррекции включали помощь ребенку, испытывающему трудности говорить из роли учителя, в переходе в эго-состояние Взрослого в рамках структурной модели Эго-состояний и в эго-состояние Родителя в описании через функциональную модель [9], через психодраматическую технику двойника. Роль двойника в данном случае исполнял ведущий занятия.

Мы бы хотели выразить свое согласие с выводом, сделанным Жеральдом Кори в его работе «Теория и практика группового консультирования» - «лично я приветствую интеграцию ТА-понятий и практики с гештальт-терапией и техниками психодрамы». И далее: «Понятия ТА могут быть перенесены в жизнь благодаря использованию методов, характерных для психодрамы...» [2, c.449].

В заключении авторы хотели бы отметить, что представленные в статье ролевые проигрывания требуют высокой точности, как по процедуре проведения, так и по пониманию процесса, поэтому для их применения необходимо соответствующее обучение психодраме или ТА.

 

Литература:

  1. Алешин В.Н. Психодрама как инновационный метод обучения. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, СПбАППО, 2009.
  2. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – СПб, Издательство международного фонда истории науки, 1991
  3. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. Теория и практика. Москва. Независимая фирма «Класс» 1997.
  4. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М Независимая фирма «класс», 1993
  5. Кори Джеральд .Теория и практика группового консультирования.-М, Эксмо,2003
  6. Лейц Грете, Сыграть свою жизнь на сцене. – М, Академический проект, 2008.
  7. Морено, З. Т. Психодрама: ролевая теория и концепция социального атома.// Эволюция психотерапии. Экзистенциально-гуманиcтическая психотерапия./ Пер. с англ. – М, Независимая фирма «Класс» , 1998
  8. Рене Ф. Марино. История доктора Джей л. Морено – создателя психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. – М, издательство «Класс», 2001
  9. Стюарт Ян, Джойнс Вэнн. Современный транзактный анализ. Социально-психологический центр, Санкт-Петербург, 1996
  10. Сб. Технологии коммуникации в транзактном анализе. Авторы-составители: Соковнина М.С., Соболева Е.С. –СПб, Издательство «ОМ-Пресс»,2006.
  11. Инглиш Ф. Трехсторонний контракт. Пер. С нем. Соковниной М.С.В сб. Технологии коммуникации в транзактном анализе. Авторы-составители: Соковнина М.С., Соболева Е.С. –СПб, Издательство «ОМ-Пресс»,2006. С.16-17
  12. Robert Goulding, M.D. Mary Goulding, M.S. W. Injunctions, decisions, and redecisions Trans. An. J., 6:1, January 1976 p.41-48

 

Опубликовано в:
XVI международная научно-практическая конференция «Служба практической психологии в системе образования»: сборник материалов / Под общ. ред. Шингаева С. М. — СПб.: СПбАППО, 2012. — с. 316-325