Основные принципы психологического консультирования в образовании PDF Печать E-mail
Автор: Гусаковский В.Е., Соковнина М.С.   
Цель данной работы - перечислить и кратко охарактеризовать основные подходы для эффективного психологического консультирования в системе образования, чтобы психолог - консультант мог их использовать для дальнейшего самостоятельного развития.

Консультирование в образовании может осуществляться в различных сферах:  консультирование детей по их проблемам (то есть в том, что они сами переживают как собственную проблему), родителей, учителей и воспитателей, когда они сталкиваются с проблемами обучения и воспитания детей или с проблемами взаимоотношений с детьми, администрацию по организационным вопросам.

Условия эффективной работы психолога - консультанта.

1. Первое в чем нуждается психолог - консультант - это определение своих предпочтений и границ своей профессиональной компетентности - по возрастным и социальным группам, с которыми он работает, и по характеру проблем, с которыми берется иметь дело. То есть, часто бывает предпочтительнее ограничиться какой-либо одной областью консультирования и совершенствоваться в ней, вместо того, чтобы уступить требованиям администрации охватить все разделы работы, или собственному желанию быть совершенным, и, сделав работу некачественно, получить порицание от других и самого себя. Конечно, есть такие психологи, которые в состоянии охватить несколько областей консультирования с равной эффективностью, Другие постепенно расширяют сферу своего опыта. Итак, важно определить свои направления деятельности - будут ли это проблемы интеллектуального или личностного развития, и с какой категорией клиентов Вы работаете.

2. Определение консультантом своей профессиональной ответственности и ее границ (за что консультант отвечает и за что не может отвечать) и формулирование своих обязательств по отношению к клиентам (консультируемым). Это позволит психологу - консультанту обеспечить безопасность клиентов, свою собственную безопасность (в том числе в юридическом плане), избежать жалоб и недоразумений. Этические принципы, используемые для определения уровня ответственности, описаны в литературе и присутствуют в профессиональных кодексах некоторых психологических ассоциаций.

3. Правильное построение профессиональных отношений. Здесь есть две часто встречающихся проблемы:

Первая из них заключена в треугольнике отношений: психолог, администрация, консультируемые (учителя, дети или родители). Ожидания администрации к психологу по поводу результатов его работы, направления работы, обнародования результатов могут расходиться с требованиями профессиональной этики или с тем, что хочет получить от работы с психологом консультируемый. Эти расхождения должны быть урегулированы на предварительном этапе работы.

Вторая проблема - в часто встречающемся смешении ролей и функций. Взаимоотношения должны быть построены таким образом, чтобы роли не смешивались между собой. В противном случае могут быть осложнения в межличностных отношениях самого консультанта, и будет снижаться эффективность его работы. Например, ребенок консультанта не должен находиться или обучаться в том же учреждении, где работает консультант (смешение ролей родителя и сотрудника). Сотрудники учреждения не должны пользоваться услугами консультанта для решения личных проблем, не входящих в утвержденную программу работы психолога. Глубокая личностная работа, стимулирующая отношения переноса, не должна проводиться с теми сотрудниками, с которыми консультант имеет постоянные производственные отношения (смешение отношений коллега - коллега и родитель - ребенок). Если психолог консультирует одну из конфронтирующих сторон, то он не может быть одновременно консультантом и у второй стороны. Например, психолог, консультирующий родителя, имеющего конфликт с подростком, не может быть консультантом самого подростка, и наоборот - если он консультирует подростка, то не может консультировать родителя - в этих случаях необходим второй консультант. Если психолог консультирует администрацию по вопросам работы с коллективом, то коллектив будет воспринимать его, как примкнувшего к администрации, и эффективность работы его с членами коллектива будет низкой, если не сведется к нулю. Также психолог не должен внутри учреждения занимать некоторые общественные должности (например, профорга), так как функции этих двух ролей будут противоречить друг другу. Требования правильного построения взаимоотношений вводит ограничения, и иногда требуются определенные внутренние усилия для того, чтобы признать их необходимость и принять их.

4. Грамотное юридическое обоснование проводимой работы. Это заключается, прежде всего, в том, что в соответствии с существующим на сегодняшний день законодательством и нормативными актами, психолог может заниматься консультированием, психологической коррекцией, но не психотерапией, которой в настоящее время может заниматься только врач. Поэтому психолог не может называть свою работу психотерапией, он не должен осуществлять серьезное психотерапевтическое вмешательство, и он должен отклонять от работы с ним пациентов с психиатрическими проблемами, то есть он должен работать с людьми психически здоровыми в медицинском смысле (что. в свою очередь, требует знакомства с психиатрией для выделения подобного рода клиентов и отклонения работы с ними).

5. Психолог - консультант должен сам периодически проходить терапию по своим проблемам, быть консультируемым, получать супервизирование своей работы от специалистов более высокой квалификации, участвовать в тренингах личностного роста. Решение собственных проблем является залогом успешной помощи другим в решении аналогичных проблем. Если собственная личностная проблема консультанта не решена, высока вероятность того, что клиенту с подобной же проблемой он помочь не сможет.

Этапы процесса консультирования.

Перед началом работы, когда клиент (взрослый, ребенок) предъявляет свою проблему, важно определить, относится ли она к области профессиональной компетентности психолога. Прежде всего - отделить медицинский аспект от личностного. Возможно, что проблема, которую испытывает ребенок или взрослый, зависит от состояния его здоровья.

Например, для детей дошкольного возраста чрезвычайно типично иметь проблемы в поведении, эмоциональных реакциях, обучаемости, связанные с последствиями родовой травмы. Эти проблемы встречаются и у школьников, даже у детей в старших классах. Поэтому психолог нуждается в знании проявлений последствий родовой травмы. Родителям такого ребенка он должен рекомендовать провести медицинское обследование и при необходимости - курс лечения. Только в параллель медицинской помощи здесь имеет смысл давать психологические рекомендации по личностному и интеллектуальному развитию ребенка.

Неуспешность в обучении может быть также связана с частыми простудными заболеваниями, плохим зрением и т.п. Важно выяснять, есть ли серьезные проблемы со здоровьем у ребенка или взрослого, и принимать это во внимание в работе.

Решая вопрос о соответствии проблемы области своей профессиональной компетентности, психолог может рекомендовать клиенту обратиться к другому консультанту, имеющему необходимый опыт в этой области, либо к психиатру, во всяком случае, отказаться от такой работы. Иногда для решения этого вопроса психолог может воспользоваться услугами супервизора или консультанта более высокой квалификации.

Сам процесс консультирования состоит из этапов с определенными функциями:

1. Прояснение проблемы. Назначение этапа - достигнуть правильной формулировки проблемы из жалобы или суммы жалоб, предъявляемых клиентом. "Прояснение проблемы" должно наступить не только у самого консультанта, но и у консультируемого. То есть, цель здесь не только в том, чтобы консультант понял проблему клиента, но и чтобы клиент продвигался в понимании своей проблемы до такой степени, чтобы с ней возможно было работать. Если проблема недостаточно четко сформулирована, работа с ней будет неэффективна.

2. Формулирование цели работы. Формулировка проблемы, как правило, носит негативный характер (например, я не умею..., я не способен..., у меня плохие оценки..., я не знаю, как мне решать проблему... и т.п.). Формулирование цели работы, принятие ее клиентом - важный этап в работе, т.к. он определяет, чем именно будет заполнено освобожденное психологическое пространство (например. вместо того, чтобы курить, я буду устанавливать близкие отношения с друзьями). Отрицательные формулировки цели не работают.

3.  Центральная часть работы. Это непосредственно то, что делает психолог - консультант, для того, чтобы помочь клиенту решить проблему. По содержанию, по характеру используемых техник она может быть различна, в зависимости от того, какого психологического направления придерживается психолог, например, трансактного анализа, психоанализа, гештальт-терапии и т.п. В любом случае, независимо от предпочитаемого направления, консультант опирается на те техники, которые активизируют и используют ту часть личности, которая отвечает за решение проблемы в соответствии с существующей реальностью то, что в трансактном анализе называется "эго-состоянием взрослого".

4. Подведение итогов работы и получение обратной связи. Смысл этапа получить то, что в гештальт-психологии называется "завершением образа". Содержательно он включает:

- проследить, что работа и сама ситуация встречи с психологом завершена для клиента (то есть, он получил ощущение психологической завершенности). Если завершенности нет, предпринять действия для ее достижения,

- усилить, закрепить результат работы, через формулирование клиентом результатов,

- наметить цели на будущее, если клиент проходит серию консультаций,

- консультанту получить обратную связь по поводу своей работы, чтобы иметь материал для ее улучшения, а также избежать фантазий, что происходило с клиентом на сессии,

- не дать клиенту возможности игнорировать свою успешность в психологической работе (“назови хотя бы три момента, которые были для тебя сегодня положительными...”).

Сбор информации как функция может присутствовать на всех этапах работы.

Системный  подход  к  консультированию  по психологическим  проблемам  детей.

Психологические проблемы детей могут проявляться в нарушениях поведения, эмоциональной сферы, физиологии, мыслительных процессов или любой комбинации этих факторов. Все проблемы должны, естественно, рассматриваться в плане соответствия уровню развития ребенка для его возраста.

Все проблемы, представляемые детьми могут быть разбиты на 3 основные группы:

- индивидуальные проблемы ребенка;

- проблемы семейной системы;

- социокультуральные проблемы.

Перечисленные группы проблем взаимодействуют и перекрываются. Кроме того, жизненные события, такие как смерть родственников, болезни, катастрофы вносят непредсказуемый элемент в человеческую жизнь. Внимание психолога на какой-либо группе проблем определяет выбор используемых методов и не должно исключать другие группы проблем.

Трудности, испытываемые детьми, относятся обычно к шести основным категориям:

1. Задержки процесса развития

Дети в своем развитии к автономному взрослому состоянию проходят через определенные стадии развития. Этот процесс развития может быть нарушен из-за стрессов, неблагоприятных условий окружения или неадекватного родительского воспитания для поддержки развивающихся способностей детей. Если это происходит, ребенок может застрять на определенной стадии развития или проскочить ее. Это может вызвать недоразвитие определенных способностей ребенка, особенно если неблагоприятное воздействие происходит в определенный "чувствительный период" жизни ребенка. Рассматриваемая категория относится преимущественно к группе индивидуальных проблем ребенка, даже если это вызвано социокультуральными причинами.

Пример. Четырехлетняя девочка при поступлении в детский сад не отпускала мать и плакала весь день, когда оставалась, или не отходила от воспитателя, не участвуя в играх детей. Девочка выросла на хуторе, где не было других детей близкого возраста, и не развила навыки общения, соответствующие этому возрасту. Несколько индивидуальных занятий с психологом и его сопровождение вхождения девочки в группу помогли решить проблему.

2. Психологическая травма (хроническая или острая)

В транзактном анализе проблемы детей описываются в терминах решения, принятого ребенком, как реакция на неблагоприятные условия воспитания и влияние родителей. Приняв деструктивное решение (например, "не быть ребенком"), физиологически здоровый ребенок травмируется, потому что вынужден отказаться от части своих способностей, чтобы выжить в семье и сохранить родительскую любовь.

Пример. Девочка 7 лет была направлена к психологу по поводу маниакального поведения, В кабинете бегала по комнате, натыкаясь на мебель, падала на пол, фантазировала, что окружена чудовищами и что мама исчезла навсегда, В беседе с матерью выяснилось, что та узнала об измене мужа, когда девочке было несколько недель, После семейных сцен выяснения подробностей измены мать несколько раз уходила из дома. надолго оставляя дочь одну. Терапия включала игру в малютку, включая кормление из соски, когда девочка этого хотела. Через некоторое время удалось преодолеть маниакальное поведение.

Травма может быть также острой (например, сексуальное оскорбление) и вызвать фиксацию детского состояния, которая патологически влияет на нормальное развитие ребенка.

Пример. 11 летняя девочка во время пребывания в доме дяди была оскорблена им сексуально. Детали оскорбления выявились во время посещения девочкой врача по поводу вагинальной инфекции. Была проведена психологическая работа с девочкой в форме игровой терапии и разъяснительная работа с остальной семьей, По материалам случая было открыто также судебное расследование.

Психологические травмы относятся к категории индивидуальных проблем ребенка, хотя, очевидно, вызваны процессами, имевшими место в семье.

3. Патология в семейной системе

Экспериментально доказано влияние событий в семье на ее членов, так дети реагируют измеримыми физиологическими сдвигами на стрессы, воздействующие на семью. Например, конфликт в семье может вызвать заметное изменение состава крови у детей.

Ребенок в своих проблемах этой категории может отражать проблемы супружеских взаимоотношений родителей. Часто такие симптомы - это крик о помощи детей, принявших непосильный груз заботы о собственных родителях, Когда ребенок узнает, что родитель обратился за более компетентной помощью, он может отказаться от преждевременной родительской роли и продолжить развитие способностей, соответствующих возрасту.

Пример, 9 летний мальчик был направлен к психологу по поводу отставания в школе. В форме игровой терапии выяснилось, что он хотел бы спасти мать от депрессии, в которой она находилась. Психолог в игровой форме смог убедить мальчика, что он будет заботиться о его матери, а мальчик может заняться детскими делами. Одновременно началась индивидуальная терапия с матерью мальчика. Успеваемость мальчика улучшилась.

4. Изменения в составе семьи.

Когда родители разводятся или покидают дом, рождаются братья и сестры или семья берет на себя заботу о престарелых родственниках, происходят значительные изменения в семейной системе и ребенок должен приспосабливаться к новому образу семьи. Часто при недостаточной поддержке в процессе этих изменений ребенок в ответ на стресс развивает симптомы и дисфункциональную регрессию возраста. В этом случае эти симптомы чаще. чем трудности в семейной системе становятся первостепенной проблемой в фокусе внимания.

Пример. После развода родителей и того, как отец покинул семью, мальчик регрессировал до такой степени, что начал ходить в штаны, В игровой терапии выяснилось, что это является выражением его гнева к отцу, который мальчику было запрещено показывать дома. Завершение оплакивания потери постоянного контакта с отцом, включающее участие семьи в терапии на завершающих стадиях, помогло решить проблему.

5. Социокультуральные проблемы.

Иногда проблемы детей вызваны социокультуральными условиями, в которых они выросли и их отличиями от условий образовательных учреждений, например школы. В этом случае дети часто не нуждаются в консультировании или лечении, которые бы только сильнее "патологизировали" их. Здесь нужно информирование родителей и воспитателей о нормальных процессах развития детей. Многим проблемам социокультуральных различий до сих пор не было уделено достаточное внимание, например: одаренные дети у родителей с низким образовательным и экономическим уровнем, девушки, сопротивляющиеся традиционно организованным бракам, трудности иммигрантов во втором поколении. Нужно принимать во внимание как явные культуральные различия (например, национальность), так и неявные (такие, как религиозные традиции).

Пример. Во время медицинского осмотра трехлетней девочки были выявлены многочисленные следы побоев на теле, которые не были удовлетворительно объяснены родителями. После длительной семейной терапии выяснилось, что родители по религиозным соображениям восприняли то, что девочка в игре говорит сама с собой как "проявление дьявола", который должен быть "выбит" из нее. После длительной разъяснительной работы с родителями, что это - естественный этап развития ребенка, они смогли изменить свои убеждения.

6. Расстройства адаптации.

Эта категория служит для обозначения психологических проблем детей из-за повреждений или событий непсихологического характера, таких как болезни, несчастные случаи, умственная или физическая неполноценность, последствия катастроф, таких как войны или стихийные бедствия. Работа психолога сводится к содействию изменения отношения ребенка к произошедшему.

Пример. Девятилетняя девочка отказывалась от инъекций, которые были нужны для лечения диабета. В индивидуальной работе с психологом выяснилось, что она считает болезнь наказанием за то, что она "плохая". Девочка смогла принять новое решение: "Я хорошая девочка, которой нужна особая забота о здоровье" и продолжила лечение диабета.

Формы работы с проблемами детей.

1. Индивидуальная работа психолога с ребенком.

Преимущества: За короткое время ребенок может сформировать доверие к психологу и получить сфокусированное внимание. Ребенку не нужно обращать внимание ни на кого, кроме психолога, и легче принимать помощь. Психологу легче работать с фантазиями ребенка без помех со стороны ”свидетелей” с их противоречивыми точками зрения. Дисфункциональные отношения с родителями могут быть решены. Послать ребенка к психологу может быть единственным вариантом, который принимает родитель в нарушенной семейной системе.

Недостатки: Консультирование один на один может повторить такую же закрытую систему, которая есть в семье. Изменение только одной части может не так сильно повлиять на семейную систему, как при участии всей семьи. Встречи только с ребенком могут подтвердить его убеждение и убеждение семьи, что проблема в нем и что он ответственен за решение. Ребенок может бояться “предать” семью или его будут воспринимать в семье предателем.

2. Работа с ребенком и одним из родителей.

Преимущества: Психолог имеет возможность не только работать с двумя членами семьи сразу, но и наблюдать взаимоотношения между ними. И ребенок, и родитель могут видеть изменения и нужду другого, и это может быть опытом более важным, чем слова. Ни ребенок, ни родитель не обязаны считать себя источником проблемы. Здесь меньше секретов и страхов показать семью, чем при индивидуальной работе с ребенком. Ребенок может чувствовать себя менее изолированным и ощущать партнерство в решении проблем. Наконец, психолог, реагируя на ребенка в присутствии родителя, обеспечивает модель поведения.

Недостатки: То, что происходит в кабинете психолога, может быть использовано дома, как свидетельство против ребенка. Беспокойство ребенка может вызываться представлением, что он заставляет родителя ходить к психологу. Ребенок может слишком бояться родителя, чтобы довериться психологу. Здесь меньше возможности для игровой терапии и работы через сказки, фантазии и пьесы. Родитель может чувствовать ответственность за то, как выглядит его ребенок в глазах психолога.

3. Семейная терапия.

Преимущества: Вся семейная система может быть непосредственно проанализирована и получить помощь. Нет “козла отпущения”, который может быть объявлен источником проблемы. Меньше опасений о том, что кто-то о ком-то сказал по секрету. Изменения более устойчивы после того, как терапия окончится. Максимальное  количество возможных решений может быть найдено. Видно как отдельные члены семьи, так и их взаимодействие.

Недостатки: Ребенок может не получить интенсивного внимания, в котором он нуждается. Некоторые члены семьи могут воспринимать хождение к психологу, как дополнительное свидетельство того, как ребенок разрушает семью. Семья может избегать терапии, которая слишком угрожает авторитетному ее члену, и он сам может избегать терапии.

4. Психологические группы для детей.

Преимущества: Ребенок может видеть, как его товарищи действуют в жизни. Психолог может оценить результаты и помогать ребенку непосредственно во взаимоотношениях с другими детьми. Возможно использовать психодраму и игровую терапию, включающую много персонажей. Группа воспринимается ребенком и его семьей скорее, как игровая, чем как врачебный прием. Культура группы дает поддержку и безопасные условия для изменений, а также конфронтацию нежелательному поведению, когда это необходимо.

Недостатки: Ребенок может использовать социальные навыки, как защиту, чтобы скрыть личные проблемы. Как и в семье, ребенок может иметь трудности соревноваться за внимание к себе, если оно ему необходимо. Ребенок может скопировать другие патологические модели поведения у других членов группы.

5. Комбинация индивидуальной, семейной и групповой работы.

Преимущества: Ребенок может иметь возможность интенсивного внимания психолога без соревнования и чувства вины за это, а также работать совместно в группе. Ребенок будет иметь время в группе, чтобы отработать навыки, полученные в индивидуальной работе, испытывая доверие и помощь психолога. Психолог может работать с фактами и фантазиями с максимальным числом вариантов решений.

Недостатки: Ребенок может играть в одной системе против другой. Усложняются вопросы конфиденциальности. Необходимость делить психолога, который оказывал индивидуальное внимание ребенку на сессиях, с кем-либо вносит дополнительные сложности. Большое количество вовлеченных в работу людей ( каждый со своими трудностями) увеличивает возможность срывов в процессе. Само консультирование может оказаться слишком дорогим.

Заключение.

Выбирая форму работы с проблемами ребенка на основе системного подхода:

- определите подсистему, в которой наблюдается наиболее серьезная патология,

- определите подсистему, наиболее доступную для работы,

- рассмотрите, по крайней мере, два или три возможных способа работы и сделайте список их потенциальных преимуществ и недостатков,

- определите минимальное количество членов семьи, которых необходимо вовлечь для получения результатов в работе; избегайте “спасительства” и вовлечения маленьких детей,

- будьте гибкими; изменение любого отдельного компонента системы может вести к изменению других компонентов и системы в целом,

- если система, в которой ребенок испытывает проблему, (семья, школа) слишком нарушена, поищите возможности работы вне этой системы (например, в клинике),

- рассмотрите возможности изолирования оскорбляющего родителя, если есть такая необходимость, а не обязательно ребенка,

- поощрение - это самое главное для развития ребенка; если ребенок имеет высокую потребность в поощрениях, обеспечьте их поступление (от психолога или от других людей),

- начните с подсистемы, изменения в которой наиболее возможны,

- в ситуации работы с детьми собственные проблемы детства психолога могут активизироваться в контрпереносе - необходима собственная терапия и супервизирование работы.

Литература.

1. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Спб, Братство, 1992

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М, Прогресс, 1985

3. Берн Э. Трансактный анализ в группе. М, Лабиринт, 1994

4. Стюарт Я., Джойнс В. Современный трансактный анализ. Спб, Соц.-психол. центр, 1996

5. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать (трансактный анализ с гештальт упражнениями). М, Прогресс - Универс, 1993

6. Чирков В.И. Этические принципы скандинавских психологов. Вопросы психологии 1, 1989

7. Clarkson P. Transactional analysis psychotherapy. London, Routledge, 1992

 

Гусаковский В.Е., психолог, к.ф.-м.н., трансактный аналитик Европейской ассоциации ТА в контрактном обучении,
Соковнина
М.С., психолог, действительный член Европейской ассоциации ТА

Опубликовано с сокращениями под заголовком «Психологическое консультирование в образовании – основное условие гуманизации учебно-воспитательного процесса» в сборнике: «Итоги ХХ века: гуманизация образования – проблемы и перспективы: Сборник научных докладов международной научно-методической конференции /под общ. Ред. А. П. Сманцера, Е. Е. Семенова. в 3 ч.- Витебск: ИПКиПРРиСО, 1998. - ч.1. - 146 с.  19-20 мая 1998 года. Г. Витебск.


Источник:

Сайт Владимира Гусаковского


 

Оставлять комментарии к статьям могут только зарегистрированные пользователи.


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100