Трансактный анализ ситуации общения «инспектор ОДН – подросток» PDF Печать E-mail
Автор: Юденкова О. С.   

С каждым годом увеличивается количество преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Работу с несовершеннолетними в нашей стране осуществляет инспектор по делам несовершеннолетних (ОДН). Однако как показывает практика, выполнение инспектором своих должностных обязанностей, предписанных законодательством, не снижает уровня подростковой преступности. Следовательно, используемая система воздействия со стороны инспектора не является эффективной, и не приводит к формированию правосознания подростков. Таким образом проблема нашего исследования заключается в том, что правоохранительные органы, работающие с подростками, не формируют их правосознания.

Актуальность нашей работы определяется противоречием между социальной значимостью проблемы роста подростковой преступности и дефицитом психологических разработок содержательного компонента взаимодействия инспектора ОДН и несовершеннолетних правонарушителей.

Гипотеза: мы исходим из взаимодополняющих гипотез:
1. В процессе общения с подростком, инспектор ОДН подкрепляет противоправное поведение у несовершеннолетнего.
2. Подросток провоцирует инспектора ОДН на деструктивное поведение по отношению к себе.
Методологическая основа исследования – трансактный анализ (ТА).
Цель нашей работы: создание модели эффективного взаимодействия инспектора ПДН и несовершеннолетнего правонарушителя.

Для реализации нашей цели и проверки выдвинутых гипотез, нами было проведено исследование суть которого заключается в следующем:

На предварительном этапе с инспекторами ОДН и с подростками, было проведено занятие по структурному анализу. В результате этого инспекторам было предложено построить эгограммы своих Эго-состояний. Эгограмма представляет собой интуитивное графическое изображение соотношений Эго-состояний в структуре личности.

Кроме этого подростки и инспектора заполняли тест Джонгварда, направленный на получение объективных данных о соотношении Эго состояний в структуре личности. Тест Джогварда исследуемые заполняли дважды: за себя и собеседника (инспектора или подростка).

На втором этапе исследования проводилась аудиозапись бесед инспектора ОДН и подростков, при этом с помощью наблюдения фиксировались поведенческие индикаторы Эго-состояний.

Для этого нами использовалась модифицированная карта наблюдения Стотта и сводная таблица с использованием критериев Эго-состояний, разработанных Харрисом.

В процессе анализа полученных эмпирических данных мы выяснили следующее:

Общение инспектора ОДН и подростка строится на двух уровнях взаимодействия: психологическом ( физические и интонационные
признаки) и социальном (вербальные признаки). Во всех ситуациях взаимодействия инспектора ОДН находились в Эго-состояниях Адаптивного Ребенка и контролирующего Родителя.

Состояние Адаптивного Ребенка на социальном уровне проявлялось вербальными признаками Взрослого: «Как твои дела?», «Чем сейчас занимаешься?». На психологическом уровне физическими и интонационными признаками Ребенка (напряженность, скованность, на агрессию подростка реагирует уходом в себя, голос тихий, неуверенный, одни и те же вопросы повторяются несколько раз).

Состояние Контролирующего Родителя представляется также двояко. С одной стороны, когда состояние Контролирующего Родителя совпадает на социальном и психологическом уровнях и проявляется негативным контролирующим Родителем. Наблюдаются вербальные признаки негативного Контролирующего Родителя («Так! Тихо!», «Тебе здесь слова никто не давал!», «Вынь руки из карманов!»), физические (сидит оперевшись на спинку стула, нахмуренный лоб, указующий жест пальцем), интонационные (повышенный голос, командная интонация). С другой стороны - проявление Опекающего Родителя на социальном уровне «Я сколько раз звонила учителю!», «Нужно, чтобы тебя аттестовали, схитри где-нибудь», и Контролирующего Родителя на психологическом.

3. Подросток в беседе более вариативен в использовании Эго-состояний. У несовершеннолетнего наблюдались три тенденции в выборе позиции: Ребенок (Естественный, Адаптивный, Маленький Профессор), Взрослый, Контролирующий Родитель.

На проявление Адаптивного Ребенка инспектора подросток реагирует неоднозначно. На социальном уровне - проявляется Взрослый (отвечает на поставленные вопросы); на психологическом - Маленький Профессор. Т.о. создается ситуация для манипуляции инспектором («А мне можно сегодня не приходить», улыбаясь).

На проявление Контролирующего Родителя инспектора подросток реагирует следующим образом:

1 вариант – Эго-состоянием Контролирующего Родителя. В этом случае возникает конфликт между ними. Инспектор всячески пытается изменить состояние Контролирующего Родителя несовершеннолетнего на состояние его Адаптивного Ребенка.

2 вариант – Сначала беседы Контролирующий Родитель инспектора вызывает у подростка реакцию его бунтующего Ребенка («А я ее не стукал!», «Я правду говорю!», «Да, разговариваю»), что сопровождается агрессивными вербальными проявлениями.

На протяжении беседы инспектор пытается навязать подростку сценарий "Я о'кей, ты не о'кей" «Они как нормальные ведут себя. А ты!? Катишься совсем под гору!!! И друзья у тебя такие», стимулируя возникновение адаптивной реакции у подростка, которая сохраняется в дальнейшем («Угу», «Да», «Понял», «Я больше так не буду»). Если несовершеннолетний не переходит в состояние Адаптивного Ребенка, беседа продолжается до тех пор, пока подросток не сдастся.

Однако наблюдая за вербальными и невербальными проявлениями подростка мы заметили, что во взаимодействии с инспектором вырисовываются два уровня общения: социальный и психологический.

На социальном уровне, подросток отвечает на стимулы негативного Контролирующего Родителя реакцией Адаптивного Ребенка, формально соглашаясь с инспектором ОДН.

На психологическом уровне подросток принимает позицию Естественного Ребенка (невербальные реакции).

Если инспектор выступает в Родительском Эго-состоянии, он ожидает от подростка ответной реакции Ребенка. При чем если подросток проявляет себя Естественным Ребенком, инспектор всячески пытается перевести несовершеннолетнего в позицию Адаптивного Ребенка, пока тот не согласится с ним. Если же негативный Контролирующий Родитель видит сразу перед собой Адаптивного Ребенка беседа долго не затягивается. Если подросток проявляется Контролирующим Родителем, то возникает конфликт, инспектор выводит его в позицию Ребенка. Если инспектор Ребенок он ожидает от подростка реакции либо Родителя, либо Ребенка, однако в этом случае вызывается реакция Маленького Профессора подростка, который понимает, что лучше быть Естественным Ребенком в этой ситуации и добиваться собственные выгоды.

Анализ результатов показал, что вырисовывается такой уровень общения между инспектором и подростком, который Берн назвал игрой.

Мы выявили следующие игры, в которые играют инспектора и подростки:
Ты правонарушитель!
Ну о чем же с тобой поговорить!
У тебя все хорошо!
Не трогай меня, я не виновата!
Вы не думайте, что Вы самые умные!

Они характеризуются:

Наличием играющих субъектов: инспектора и подростка.

Наличием выигрыша: при чем во всех играх есть возможность формальной работы инспектора с несовершеннолетним, что закрепляет антисоциальное поведение последнего. Все подростки, вступая в игру, имеют возможность сохранять свой сценарий "Я о'кей, ты не о'кей" и проявляться антисоциально.

Наличие собственных скрытых мотивов у участников игры, к реализации которых они стремятся: инспектора и подростки манипулируя друг другом остаются в личностном выйграше, при чем решение проблемы несовершеннолетнего откладывается.

Наличие двух уровней общения: психологического и социального.

Рассмотрим в качестве примера игру, в которую играют инспекторы, находящиеся в Эго-состояниях негативного Контролирующего Родителя.

«Ты правонарушитель».
Тезис: В этой игре участвуют два человека: инспектор ПДН и подросток. На наш взгляд, в эту игру играют работники ИДН, формально заинтересованные в работе с подростком. На протяжении всей игры инспектор ПДН реализует всего одно послание: «Ты правонарушитель», которая скрывается за длинными строками произносимого текста. В ходе игры инспектору необходимо прийти к тому, чтобы подросток согласился с этим посланием и пообещал ему так больше не делать. Обещание сигнализирует инспектору о принятии подростком позиции "Я не о'кей, вы о'кей". В этом случае инспектор отпускает его. Все проанализированные тексты заканчиваются следующим:
И: Итак, зачем ты сюда пришел?
П: Учиться.
И: Учиться, аттестат получать, да?
П: Да
И: Я думаю, ты все поймешь
П: Да
И: Договорились!?
П: Да
И : Могу верить?
П: Да
И: Все, свободен.

Инспектор заранее предполагает, что подросток будет придерживаться установок инспектора, и начнет играть в игру.

Если подросток начинает сопротивляться игре, то инспектор еще больше усиливает проявления контролирующего Родителя.

Как только подросток понимает, что ничего не может сделать, он начинает играть в эту игру. Впоследствии, сам подросток обнаруживает выгоды этой игры и начинает поддерживать сценарий инспектора "Я о'кей, ты не о'кей" и признается в антисоциальном поведении.

Антитезис: если инспектор сам не прекращает игру, завершить ее невозможно.

Анализ.

Тезис: Сейчас ты признаешься и я отпущу тебя

Роли: Инспектор - добродетель, непослушный подросток

Цели: Цель инспектора -провести работу и отпустить подростка «Понял ? - Ну иди». Цель подростка быстрее уйти от инспектора и сохранить свой сценарий "Я о'кей, ты не о'кей".

Социальная парадигма: Контролирующий Родитель- Адаптивный Ребенок, Родитель: «Не делай как ты, делай как я сказал», адаптивный Ребенок «Хорошо»

Психологическая парадигма: Негативный контролирующий Родитель – Естественный Ребенок. Родитель: «Так! Почему у тебя такое поведение! Ну-ка расскажи?» Ребенок: «Какое? Вы ошибаетесь!»

Вознаграждения:
Инспектор: 1) создает видимость своей работы, 2) получает «мнимый » авторитет в глазах подростка, 3) укрепляет и подтверждает свой сценарий, 4) предвосхищает игру с этим подростком снова.

Подросток:
1) подтверждает свой сценарий , что хороший лишь он один, 2) получает возможность снова совершать преступные действия безнаказанно, 3) учится схеме взаимодействия с инспектором путем согласия с ним.

В результате проведенного анализа, мы подходим к выводу о том, что поведение инспекторов ОДН на социальном уровне представляет собой реализацию профессиональных функций, приписанных законодательством, на психологическом представляет собой трансляцию негативной установки по отношению к подростку, создающую основу его противоправного поведения. Т.о. существующая система профилактики застраивает такую систему отношений, которая фиксирует антисоциальное поведение подростков.

 

Источник:
Психологические исследования: Сборник научных трудов / Под ред. А.Ю. Агафонова, В.В. Шпунтовой – Самара, Изд-во: «Универс-групп», 2005. – 249 с.

 

Оставлять комментарии к статьям могут только зарегистрированные пользователи.


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100