Культурные сценарии: исторические события и интерпретация истории Печать
Автор: Мюриел Джеймс   

История как интерпретация событий


Когда царил отлив
Три слова написал
Я на морском песке,
Весь мир свой в них  вместив.

Настал прилив и я

Вернувшись прочитать, что написал,
Нашел невежество свое лишь на песке.

Kahlil Gibran

 

Зависящее от влияния луны движение приливов и отливов представляет собой постоянную и вечно изменяющуюся модель. Отливы и приливы человеческой жизни, зависимые от влияния культурных сценариев, также являются моделями. Эти модели отражают сценарии, а сценарии часто основываются интерпретациях истории, и не всегда на исторических событиях.

Термин «история» вызывает много вопросов. Иногда он называет все события прошлого, иногда то, что зафиксировали письменные источники – достоверное знание или плоды воображения. Использование термина «событие» не вызывает проблем. Все полагают, что событие - «это то, что происходит». Проблема состоит в том, что разные люди часто по-разному воспринимают одни и те же события. Итак, что же верно? Вероятно, необходимо дать более точное определение истории. История связана с событиями, но не тождественна им. История – это устная или письменная  интерпретация историка, который решает, что прибавить, а что опустить, что представить более драматично, что скрыть, что смягчить, выделить или перепутать. Пересказ сценариев проходит похожий процесс. И часто на него влияют мнения, информация, стиль, ценности рассказчика и т.д. Провести абсолютно объективное историческое исследование, равно как и объективное исследование сценария, невозможно. Но все же, несмотря на наличие или отсутствие искажений, эти исследования направлены на поиск понимания и смысла.

Для изучения культурных сценариев очень важно знать исторический и  социальный контекст и вести точные и подробные записи. Опять же, это не возможно. До недавнего времени большая часть истории писалась мужчинами и основывалась на трактовках правящего класса  и правительственных источниках с уймой искажений, опущений и умалчиваний. Это сообщения о бесконечных войнах, захватах и завоеваниях, изложенные в книгах по истории, и практически ничего не известно о том, как живут обыкновенные люди -  в частности, дети и женщины. Это – искажение.   Историк Уилл Дюран (Will Durant) писал: «Что касается войн, то за последние 3421 год войны не велись только 268 лет. Так что и война – в  обыкновенном порядке событий». Это его интерпретация! Большая часть истории написана мужчинами. Если бы ее писали женщины, то отбор событий происходил бы по-другому (Janssen-Jurreit, 1982).

Ценность официальных церковных и правительственных документов также ограничена. Часто они скрывают или постулируют националистические, расовые, сексистские или этнические предрассудки. Например, описывая то, что мы знаем о ересях, колдовстве и крестьянских восстаниях в средние века, церковники не питали  сочувствия к причинам, побуждающим бунтовщиков. Это происходит и сегодня: очень часто сообщения "истэблишмента" (власть предержащих) практически лишены понимания, эмпатии и информации.

Как и отдельно взятые личности, газеты и телевидение также обнаруживают подобные искажения. Например, событие – происходит  землетрясение. Даются различные интерпретации: «Естественный катаклизм», «Наказание за наши грехи», «Предвестник конца света».

Другой пример, событие – силы ПВО сбивают пассажирский авиалайнер. Интерпретации русских: «Мы предупредили пилота, чтобы он не пересекал территорию наших военных установок. Он нарушил запрет, поэтому у нас не оставалось выбора». Интерпретация американцев: «Убийство невинных пассажиров – варварский поступок. Он доказывает, что этим людям нельзя доверять». Первую интерпретацию напечатали в незначительном разделе газеты, вторую – вынесли в заголовки. Третью интерпретацию дали студенты колледжей призывного возраста: «Господи, лишь бы не было войны!» Одно и то же событие было воспринято по-разному в силу разных причин и стало элементом, который смог изменить сценарии двух национальных культур и субкультуру студентов.

Вкратце, Гегель отстаивал теистическую интерпретацию истории. Он считал, что  Абсолютный Разум Бога мыслит разумами людей, делая их мудрее, и поэтому Бог влияет на историю. Он также верил, что логические способности человечества возрастают и этот рост есть цель истории. В отличие от интерпретации Гегеля интерпретация Маркса имела экономическую направленность и описывала социальную борьбу, вызванную неудовлетворенностью экономических потребностей.  Цель этой борьбы Маркс видел в достижении равенства и достатка для всех людей.  Оба ученых, с их субъективной точки зрения, были оптимистами, которые верили в идею неизбежного прогресса. Сегодня многие уверены в этом не так твердо. Пессимизм растет. Сценарий изменяется.

Между тем современные историки также оставляют свой отпечаток на сценарии, интерпретируя события, как, я полагаю, и этот автор и авторы других статей в этом Журнале. Каждый из нас имеет определенное субъективное недоказуемое мнение. Наше восприятие мира – ограничено.

Культурные сценарии и социальные изменения

Культурные сценарии определяют как общепринятые  и ожидаемые драматические модели, которые возникают в пределах определенного общества. Они определяются высказываемыми и невысказанными допущениями, в которые верит большинство людей внутри данной группы (James and Jongeward, 1971). Сюда включаются роли и другие жизненные ожидания – как жить, как любить и как умирать.

Субкультурные сценарии часто складываются под влиянием географии, языка, религии, возраста, пола, расы, этнической принадлежности или других общих факторов.

Семья может считаться малой субкультурой. Политические партии, религиозные, социально-экономические и расовые группы – даже профессиональные ассоциации – влияют на людей так же, как и родители. Кстати, Фрейд и психоаналитическая традиция для многих психотерапевтов становятся субкультурным Родителем.

Я полагаю, что создание сценария, культурного или другого, возникает не только из-за взаимодействия родителей и детей. На сценарии влияют и «значимые другие», братья и сестры, друзья, учителя. Например,  формирование субкультуры подростков часто формируется под давлением сверстников. То же можно сказать и о работниках определенных видов производства или бизнеса. Более того, на сценарии могут влиять естественные катаклизмы и национальные кризисы, приводя как к негативным так и позитивным результатам. (James, 1964).

Формирование культурного сценария может изменяться под воздействием кризисных ситуаций в государстве или на международном уровне (James, 1964). Ураганы, землетрясения, наводнения, засуха, чума, голод, войны и другие катастрофы постоянно вносят изменения в пьесу жизни страны и ее народов (Stewart, 1979). Могут уничтожаться целые группы, или (что менее драматично) полностью меняться их стиль жизни. Недавно подобное произошло в США, когда недостаток нефти и растущие цены на топливо вынудили многих людей изменить свои ценности и отказаться от роскоши и престижности больших дорогих автомобилей и пересесть на более экономные модели. Естественно в мудрости этого решения никто не сомневался.

Другой пример изменений в культуре до сих пор является предметом горячих споров. Это изменение произошло в ходе войны во Вьетнаме. До этого времени служба в армии, в общем, считалась делом почетным, даже достойным восхищения и, по крайней мере, гражданским долгом. Однако во время войны этот сценарий претерпел изменения. Прокатились протесты против Призыва и Войны, которые главным образом основывались на идее существовании других вариантов решения конфликта. Этот спор продолжается до сих пор, когда обсуждаются новые, но похожие проблемы. Теперь это вопросы о мудрости или отсутствия таковой при использовании атомного оружия, разоружения и военного присутствия в Центральной Америке.

Множество сценариев в эго-состояниях

Многие ассоциируют сценарии только с Детским эго-состоянием. Я полагаю, что сценарии можно обнаружить в любом эго-состоянии. Их можно анализировать. Их можно изменять.

Сценарии в эго-состоянии ребенок связаны с детским опытом и основанными на нем жизненными решениями, принятыми в то время. В детстве мы реагируем на указания и разрешения, предоставляемые родительскими фигурами, сверстниками и т.д., подчинением или бунтом. Однако, двое детей, имеющих практически одинаковый опыт, могут интерпретировать предписания абсолютно по-разному, так как обладают собственной уникальной позицией, с которой рассматривают историю свою личную и культурную историю (события). Независимое мышление может сформироваться, так как поощрялось в семье или школой,  а может – как реакция на отвержение. Это опыт Альберта Эйнштейна. Так как он рос в атмосфере ненависти к евреям, у него не было друзей. В старших классах школы у него, одинокого и застенчивого, случился эмоциональный срыв, и его отвергли как лицо с задержкой умственного развития, когда он провалил вступительные экзамены в университет. Эйнштейну пришлось уйти в свой внутренний мир и обнаружить собственные ресурсы, обнаружить способность мыслить, несмотря на негативные культурные ожидания.

Сценарии в эго-состоянии Родитель часто охватывают много поколений и обнаруживаются в культурных, религиозных, национальных или семейных традициях. Они обычно выражаются такими фразами как: «Это следует (или не следует) делать только так». Подобные сценарии иногда составляют часть Детского эго-состояния, а также инкорпорируются развивающимся Родительским эго-состоянием. Важно, что когда люди инкорпорируют родительские фигуры в эго-состояние Родитель, они инкорпорируют все три эго-состояния своих родителей. Естественно сюда входят и сценарии родительских фигур. Эти сценарии могут гармонировать или находиться в дисгармонии друг с другом. Например, если мать традиции жизни и религиозные убеждения матери кардинальным образом отличаются от убеждений и традиций отца, в Родительском эго-состоянии возникнет конфликт.

Сценарии во Взрослом обычно связаны с общими умениями и находят выражение в словах: «Так можно жить эффективной и полной жизнью». Подобные сценарии – технические ноу-хау. Хотя иногда отличить ноу-хау Взрослого от умений Родителя и Ребенка сложно, обычную деятельность Взрослого от сценарного поведения во Взрослом можно отличить при помощи простого теста. Нормальная деятельность Взрослого эго-состояния – обработка данных здесь-и-сейчас реальности и принятие решений на основе этих данных (James & Savary, 1977).

Следуя сценарию во Взрослом, мы действуем, используя технические навыки и устаревшую информацию, повторяя наши устаревшие решения. Это похоже на использование старого календаря, который когда-то был точным, вместо того, чтобы использовать новый календарь, точный сейчас. Другой пример: вождение машины – умение Взрослого. В то же время, многие водят так, как их когда-то научили. Они не водят «здесь и сейчас». Наоборот, они застряли в прошлом. Они не обновляют свои умения и в целях безопасности водят очень медленно, но отвергают ремни безопасности.

Курсы повышения профессиональной квалификации – один из способов, при момощи которого многие организации предоставляют возможности изменить сценарий. Из-за отсутствия дополнительного образования до сих пор используются архаичные медицинские процедуры, архаичные методы лечения, действуют архаичные законы.

Конфликт между внутренними сценариями

Многие ощущают, что внутри их эго-состояния происходит конфликт. Также существует гармония или дисгармония между эго-состояниями. Например, многие национальные, религиозные и фамильные культурные сценарии предписывают создавать большие семьи и устраивать большие семейные встречи с обширным взаимодействием. Подростки, находясь под влиянием сценария сверстников, могут взбунтоваться против семейных ожиданий, что они «должны находиться в семье». Некоторые могут решить стать одиночками, а не частью компании, чтобы избежать семейных трудностей. В таких случаях культурный сценарий в Родительском эго-состоянии не буде гармонировать со сценариями в Ребенке. В итоге возникает внутренний конфликт и амбивалентность.

Изучение национального языка – часть семейного  национального сценария ребенка, и поэтому записывается в виде сценария как в Детском, так и в Родительском эго-состояниях. Когда человек находится среди говорящих на другом языке, он  или она, скорее всего, будут испытывать смущение и нуждаться в новой программе для Взрослого – новом сценарии. Внутренний конфликт может ощущаться, если внутренний Ребенок сопротивляется в то время, когда происходит перепрограммирование Взрослого.

Конфликт, вызванный культурными сценариями, встречается очень часто. Помимо внутреннего конфликта многие переживают конфликты внешние: в школе, на работе, в сообществе, где доминантная культура отличается настолько, что человеку бывает очень сложно выжить физически и \ или психологически. В подобных ситуациях некоторые решают смешаться с новой культурой группы. Они ассимилируются в другую культуру, изменяя имена, стиль одежды, и другие обычаи (James & Jonegward, 1971). Общемировая тенденция носить джинсы отражает процесс ассимиляции в мировой культуре. Но не все хотят ассимилироваться. Некоторые хотят гордиться своей идентичностью. Они сохраняют то, что делает их уникальными. Грациозная индианка, одетая в сари в культурной среде, где сари – непривычная вещь, отстаивает свою идентичность.

Когда люди подчиняются или борются со своим культурным сценарием, они, как правило, действуют из позиции послушного или бунтующего эго-состояния Ребенок.

Но не всегда. Бунтарские действия часто осуществляются интегрированным, обновленным, деконтаминированным Взрослым, который, руководствуясь этикой, решает, какие изменения следует внести в культурный сценарий и продумывает, как провести эти изменения

С другой стороны Взрослый, который оценивает ситуацию и решает, что было бы мудро подчиниться, чтобы уберечь себя от мучений или смерти от рук других, может использовать и подчинение.

Те, кто имеют в своем Родительском эго-состоянии нового здорового родителя, могут использовать эту часть своей личности при оценке адекватности старых и новых ценности и моделей поведения. Новый сильный Родитель способен защитить и воодушевить Ребенка, предоставив новые разрешения, например, высоко ценить свою культуру и знакомиться с культурами других людей. Мне кажется, что большинство культурных норм живут благодаря культурным сценариям, которые пишутся и передаются из поколения в поколение из-за существования «коллективных» эго-состояний (James, 1975).

Коллективные эго-состояния и культурные сценарии

Сценарнообусловленное низкое положение женщин на социальной лестнице во всех культурах и во все времена – яркий пример «коллективных» эго-состояний, содержащих убеждение, что место женщины – с краю, в подчиненной позиции – несмотря ни на что. Вот такая всемирная контаминация, охватывающая и мужчин и женщин! Подобные контаминации существуют и сегодня. Например, древняя еврейская традиция, полностью ориентированная на маскулинность и имеющая анти-феминный характер, до сих пор находит отражение в ежедневной молитве ортодоксальных евреев: "Banish Atah Adonai, Elohaynu Melek Ha-Olam, SHELOH ASSANI YISHAH." (Благословен промысел Твой, О Господь, Наш Бог и Царь Вселенной, что Ты не создал меня женщиной).

Антифеминизм часто следует в тесной связке с антисексуальностью и унижением. Аристотель, философ и историк (384 -322 до н.э.), заявлял, что женщины появились в результате неудачной попытка творения, которую нарушил влажный южный ветер. По Аристотелю, «мы должны считать женский характер одним из естественных дефектов» (цитируется по De Beauvoir, 1953).

Фома Аквинский, блестящий историк-схоласт (1223-1274 н.э.),  дополнил сценарное послание Аристотеля о том, что женщины – это дефектно сотворенные мужчины, «неполноценные и случайные…мужчина, вышедший неудачно» (James, 1973).

Фрейд, несмотря на громадный вклад в современную психологию, как и Аристотель, негативно отзывался о женщинах из-за «отсутствия» пениса. Предрассудки этого культурного сценария выражаются такими фразами как «гораздо более совершенное приспособление мальчиков», «ее недоразвитый клитор», «общая неполноценность» и «первичная сексуальная недоразвитость» (Freud, 1964).  Как он писал Марии Бонапарт, он никогда не мог понять, чего же хочет женская душа (Jones, 1953).

Наконец-то культурный сценарий в коллективном эго-состоянии большей части населения мира изменятся, так как изменяется манера интерпретации исторических событий. Многие мужчины и женщины, индивидуально и в группах, используют коллективное Взрослое эго-состояние в борьбе против неравенства и открывая для себя и других преимущества изменения.

Они планируют стратегию, создают контракты и действуют. На это направляется и часть энергии Детского эго-состояния, которое во многих частях света получило новые разрешения думать о культурных нормах и их современном значении. В некоторых частях мира коллективный контролирующий Родитель противостоит подобным изменениям. В то же время мудрый, лучше информированный, заботливый коллективный Родитель встает на сторону Взрослого и Ребенка.

Вопросник для выявления культурного сценария

«Встать на позиции» или «встать на сторону» в любой ситуации отражает убеждение, что одна сторона права, а другая – нет. Человек с крупицей мудрости и четкой этической позицией изберет сторону, которая поддерживает общечеловеческие права в развивающейся мировой культуре и многих субкультурах, а также «сторону», которая поддерживает права отдельных людей.

Я полагаю, что для исследования индивидуального сценария – чрезвычайно важно осознать культурный сценарий. Для этого и предназначен данный вопросник.

Вопросник для выявления культурного сценария

Опишите опыт соприкосновения с каждой из следующих культур в трех-пяти словах. Субкультуры могут быть социальными, этническими, географическими, социально-экономическими, религиозными и т.д. (Выберите субкультуры, которые оказали или оказывают наибольшее влияние на Вашу жизнь).

 

Доминантная национальная культура

Моя

семейная культура

 

Субкультура 1

 

Субкультура 2

Перечислите достоинства каждой культуры

 

 

 

 

Перечислите недостатки каждой культуры

 

 

 

 

Перечислите распространенные девизы, поговорки, фразы или жаргон каждой культуры

 

 

 

 

Перечислите героев, типы персонажей, мифы, легенды каждой культуры

 

 

 

 

Какие чувства испытывают люди, принадлежащие к данной культуре, когда что-то не ладится?

 

 

 

 

Как большинство людей, принадлежащих данной культуре, действуют, когда что-то не ладится?

 

 

 

 

Укажите сценарные темы каждой культуры

 

 

 

 

Отнесите данные культуры к конструктивным, деструктивные или бесперспективные

 

 

 

 

Как проявляется согласие между вашими культурами,  как проявляется конфликт?

 

 

 

 

Какие стороны Вашего культурного сценария Вы чаще всего задействуете? Как?

 

 

 

 

Каким образом каждое из Ваших эго-состояний задействовано в Вашем культурном сценарии?

 

 

 

 

Что конкретно Вам нужно изменить в себе, чтобы улучшить свой культурный сценарий?

 

 

 

 

 

Развивающаяся мировая культура

Сегодня очевидно, что если мы хотим понимать друг друга как личностей со своими собственными ценностными системами и стилем жизни, мы обязаны овладеть кросскультурным пониманием национальных культур и субкультур. Слишком часто мы интерпретируем друг друга, демонстрируя полное невежество. Наши культурные сценарии проявляются в том, что мы пишем и говорим, как мы слушаем или не слушаем друг друга. К сожалению, осознавая это или нет, мы склонны выносить преждевременные суждения на основе недостаточных или ошибочных данных. Необходимо это изменить.

Сегодня развивается мировая культура. Со временем понятие «национализм» скорее всего просто исчезнет. Свидетельство этому – постоянный рост числа международных профессиональных и непрофессиональных организаций и журналов. Увеличивается и число конференций, которые проводятся в различных частях света. Международные путешествия с каждым днем становятся все привычнее, и с расширением  зоны приема спутникового телевидения расширяется сеть средств массовых коммуникаций. Когда люди сидят дома и наблюдают по спутнику за операцией, которая проходит  на другом континенте, они неизбежно расширяют свое знание кросс культурных вопросов в современном мире.

Некоторые читатели уже знают или способны увидеть и ощутить, как зарождается истинная мировая культура – наша общая человеческая сущность, в которой стерлись сходства  и различия. Прямо сейчас возьмите детскую игрушку, калейдоскоп и поверните трубку. Каждый узор складывается из одних и тех же кусочков стекла, и в то же время каждый узор – уникален. Прислушайтесь к мелодии. В разной музыке – одни и те же ноты, но в то же время их сочетание – разнообразно и уникально. Попробуйте кусочек хлеба. Некоторые ингредиенты остаются прежними, некоторые меняются. И для людей справедливы те же законы, что и для калейдоскопов, музыки и хлеба.

Конечно, можно понять, что комфортнее всего мы чувствуем себя в рамках нашего собственного культурного сценария; здесь все так знакомо; предсказуемо. Чтобы понять сценарий другого человека, необходима определенная зрелость и желание на свой страх и риск исследовать незнакомое и непредсказуемое. Многие люди боятся рисковать. Они тешат себя фантазиями о катастрофическом будущем, вызванном переменами, и поэтому остаются связанными сценарием. Как заявляет Гибран, то, что мы пишем на песке во время отлива, когда-нибудь выдаст наше невежество. И в то же время прилив смывает наши интерпретации и дарит нам еще один шанс изменить историю.

 

Источник:
Южное Региональное Сообщество Психологического Консультирования (ЮРСПК)