Размышления Психологический портал для всех, кому интересен трансактный анализ. http://transactional-analysis.ru/thinking 2024-05-08T05:14:28Z Joomla! 1.5 - Open Source Content Management Пассивная агрессия — когда сам себе главный враг 2017-02-24T09:20:50Z 2017-02-24T09:20:50Z http://transactional-analysis.ru/thinking/423-parl Алла Далит shumiloff@mail.ru <h3>Партизаны не сдаются или что такое пассивная агрессия?</h3> <p style="text-align: right;"><strong><em>"Да" и "нет" не говорите, черный с белым не берите..."<br /></em></strong><span style="font-style: italic;">детская считалочка.</span></p> <p>"Ни тпру, ни ну". Это поговорка олицетворяет процесс, который психологи называют "пассивной агрессией".</p> <p>Словосочетание из двух противоречащих друг другу процессов. Пассивность для нас олицетворяет крайнюю форму бездействия, а агрессия ни что иное, как воплощение активного начала.</p> <p>Таким образом, мы имеем дело с двумя противоположными по направленности процессами, которые умудряются ужиться вместе.</p> <h3>Партизаны не сдаются или что такое пассивная агрессия?</h3> <p style="text-align: right;"><strong><em>"Да" и "нет" не говорите, черный с белым не берите..."<br /></em></strong><span style="font-style: italic;">детская считалочка.</span></p> <p>"Ни тпру, ни ну". Это поговорка олицетворяет процесс, который психологи называют "пассивной агрессией".</p> <p>Словосочетание из двух противоречащих друг другу процессов. Пассивность для нас олицетворяет крайнюю форму бездействия, а агрессия ни что иное, как воплощение активного начала.</p> <p>Таким образом, мы имеем дело с двумя противоположными по направленности процессами, которые умудряются ужиться вместе.</p> Комфорт 2016-08-11T18:16:49Z 2016-08-11T18:16:49Z http://transactional-analysis.ru/thinking/414-2016-08-11-18-18-31 Яна Филимонова shumiloff@mail.ru <p><span style="line-height: 1.3em;">Комфорт. Комфорт. Комфорт. Запишите это слово где-нибудь на видном месте и почаще на него смотрите. Спрашивайте себя: мне сейчас удобно? Приятно? Комфортно? А если нет, то почему? И можно ли это исправить, хотя бы отчасти?</span></p> <p><span style="line-height: 1.3em;">Я долго недоумевала, отчего в нашем обществе такой популярностью пользуются тренинги, книги и статьи, призывающие к «выходу из зоны комфорта», в максимально жёстком смысле этой фразы. Не спать сутки и получить таким образом «инсайт», рано вставать вне зависимости от биоритма, никогда не жаловаться, адски тренироваться, составить грандиозные планы с заведомо нереалистичными сроками, убиваться на работе.</span></p> <p>Подумав, пришла к выводу, что логика как раз понятна. Чем больше человек привык к дискомфорту и плохому обращению, тем легче убедить его в том, что ещё более плохое обращение будет для него полезно. «Соберись, тряпка!». «Стисни зубы и работай, не показывай чувств, преодолей всё сам». Эта идея отлично приживается, потому что у многих людей она озвучивает голос жёсткого и требовательного родителя в голове. За редким исключением мы воспитаны в идее дискомфорта, который считался единственно возможной нормой.</p> <p>Кто не слышал в детстве: «Не придумывай, ничего у тебя не болит!». Или: «Не нравится ему (ей), подумаешь!». «А ты что думал(а), можно всё время делать то, что хочется?». «Неудобно (жарко, холодно, страшно)? Ничего, потерпишь».</p> <p><span style="line-height: 1.3em;">Комфорт. Комфорт. Комфорт. Запишите это слово где-нибудь на видном месте и почаще на него смотрите. Спрашивайте себя: мне сейчас удобно? Приятно? Комфортно? А если нет, то почему? И можно ли это исправить, хотя бы отчасти?</span></p> <p><span style="line-height: 1.3em;">Я долго недоумевала, отчего в нашем обществе такой популярностью пользуются тренинги, книги и статьи, призывающие к «выходу из зоны комфорта», в максимально жёстком смысле этой фразы. Не спать сутки и получить таким образом «инсайт», рано вставать вне зависимости от биоритма, никогда не жаловаться, адски тренироваться, составить грандиозные планы с заведомо нереалистичными сроками, убиваться на работе.</span></p> <p>Подумав, пришла к выводу, что логика как раз понятна. Чем больше человек привык к дискомфорту и плохому обращению, тем легче убедить его в том, что ещё более плохое обращение будет для него полезно. «Соберись, тряпка!». «Стисни зубы и работай, не показывай чувств, преодолей всё сам». Эта идея отлично приживается, потому что у многих людей она озвучивает голос жёсткого и требовательного родителя в голове. За редким исключением мы воспитаны в идее дискомфорта, который считался единственно возможной нормой.</p> <p>Кто не слышал в детстве: «Не придумывай, ничего у тебя не болит!». Или: «Не нравится ему (ей), подумаешь!». «А ты что думал(а), можно всё время делать то, что хочется?». «Неудобно (жарко, холодно, страшно)? Ничего, потерпишь».</p> Убить Адаптивного Ребенка 2016-01-12T11:18:38Z 2016-01-12T11:18:38Z http://transactional-analysis.ru/thinking/410-kill-child Ксения Панюкова shumiloff@mail.ru <p><span style="line-height: 1.3em;">Многие из нас заблуждаются, думая, что если мы хотим стать лучше, нам надо избавиться от некой неудовлетворяющей части себя: гнева, ревности, зависти, застенчивости, лжи, попытки понравиться окружающим в ущерб своим интересам и прочее.</span></p> <p>Такое поведение в транзактном анализе является содержанием Адаптивного Ребенка – части личности, которая стремится быть удобной и неконфликтной по отношению к другим, поддается влиянию, оправдывается, просит прощения, льстит, слушается, соблюдает правила хорошего тона, ведомая.</p> <p>«Я хочу избавиться от этой части», «Мне эта часть не нравится, и я хочу, чтобы она умерла», – такие запросы не редкость в моей психотерапевтической практике. Признаюсь, я и сама в свое время хотела «убить» своего Адаптивного Ребенка, который, как мне казалось года три назад, препятствует моему личностному росту и профессиональному развитию.</p> <p>Однако, очень скоро я поняла, что сделать это невозможно.</p> <p>Так, транзактный аналитик Tony White в качестве иллюстрации к своей статье «Integrating one’s suicidality» привел схему «суицидальной амбивалентности» и предложил поразмышлять о возможности «убийства» одной части другой, и к каким последствиям это может привести.</p> <p>По сути, «убить» Адаптивного Ребенка означает изолировать его в себе.</p> <p>Например, не интегрированный (непринятый) гнев обязательно заявит о себе в различных ситуациях. Особенно, это касается пассивно-агрессивных людей, которые не проявляют свой гнев открыто или не могут сказать «нет» кому-то, а предпочитают совершать непреднамеренные ошибки.</p> <p>Так, один из моих клиентов не любил мыть посуду. И когда жена просила его об этом, он складывал помытую посуду так близко к краю стола, чтобы одна-две тарелки или чашки «случайно» падали на пол. Таким образом, клиент выражал свой не интегрированный гнев, полагая, что он вовсе не злится.</p> <p>Тони Уайт предлагает не убивать часть своего Ребенка, а сделать обратное – полюбить его и развивать с ним позитивные отношения.</p> <p>Одна из важных задач психотерапии – интеграция тех частей личности, которые нам не нравятся. Принять их – трудная задача, но необходимая. Если этого не сделать, то ваш Адаптивный Ребенок в фоновом мало осознаваемом режиме доставит вам массу проблем в отношениях с другими людьми. И будет отчасти прав.</p> <p> </p> <p><em>Источник: <br /><a href="http://kseniyapanyukova.com/ubit-adaptivnogo-rebenka/">kseniyapanyukova.com</a></em></p> <p><span style="line-height: 1.3em;">Многие из нас заблуждаются, думая, что если мы хотим стать лучше, нам надо избавиться от некой неудовлетворяющей части себя: гнева, ревности, зависти, застенчивости, лжи, попытки понравиться окружающим в ущерб своим интересам и прочее.</span></p> <p>Такое поведение в транзактном анализе является содержанием Адаптивного Ребенка – части личности, которая стремится быть удобной и неконфликтной по отношению к другим, поддается влиянию, оправдывается, просит прощения, льстит, слушается, соблюдает правила хорошего тона, ведомая.</p> <p>«Я хочу избавиться от этой части», «Мне эта часть не нравится, и я хочу, чтобы она умерла», – такие запросы не редкость в моей психотерапевтической практике. Признаюсь, я и сама в свое время хотела «убить» своего Адаптивного Ребенка, который, как мне казалось года три назад, препятствует моему личностному росту и профессиональному развитию.</p> <p>Однако, очень скоро я поняла, что сделать это невозможно.</p> <p>Так, транзактный аналитик Tony White в качестве иллюстрации к своей статье «Integrating one’s suicidality» привел схему «суицидальной амбивалентности» и предложил поразмышлять о возможности «убийства» одной части другой, и к каким последствиям это может привести.</p> <p>По сути, «убить» Адаптивного Ребенка означает изолировать его в себе.</p> <p>Например, не интегрированный (непринятый) гнев обязательно заявит о себе в различных ситуациях. Особенно, это касается пассивно-агрессивных людей, которые не проявляют свой гнев открыто или не могут сказать «нет» кому-то, а предпочитают совершать непреднамеренные ошибки.</p> <p>Так, один из моих клиентов не любил мыть посуду. И когда жена просила его об этом, он складывал помытую посуду так близко к краю стола, чтобы одна-две тарелки или чашки «случайно» падали на пол. Таким образом, клиент выражал свой не интегрированный гнев, полагая, что он вовсе не злится.</p> <p>Тони Уайт предлагает не убивать часть своего Ребенка, а сделать обратное – полюбить его и развивать с ним позитивные отношения.</p> <p>Одна из важных задач психотерапии – интеграция тех частей личности, которые нам не нравятся. Принять их – трудная задача, но необходимая. Если этого не сделать, то ваш Адаптивный Ребенок в фоновом мало осознаваемом режиме доставит вам массу проблем в отношениях с другими людьми. И будет отчасти прав.</p> <p> </p> <p><em>Источник: <br /><a href="http://kseniyapanyukova.com/ubit-adaptivnogo-rebenka/">kseniyapanyukova.com</a></em></p> О любви, логических уровнях и профессионализме 2015-10-13T10:41:16Z 2015-10-13T10:41:16Z http://transactional-analysis.ru/thinking/396-love Елена Улитова shumiloff@mail.ru <p>Что может быть обиднее, чем то, когда тебя не любит любимый человек? А если еще ты от него зависишь материально, эмоционально, физически?</p> <p>А если, к тому же, ты ребенок, и вопрос любви родителей, это вопрос твоего буквального выживания?&nbsp;</p> <p>Написать эту заметку меня побудил разговор, который произошел между молодой мамой и уважаемым детским психологом, к которому она обратилась с вопросом</p> <p><em>- что делать, если ребенок….</em></p> <p><em>- Скажите ему, что такой сын мне не нужен</em>, был ответ.</p> <p>Что может быть обиднее, чем то, когда тебя не любит любимый человек? А если еще ты от него зависишь материально, эмоционально, физически?</p> <p>А если, к тому же, ты ребенок, и вопрос любви родителей, это вопрос твоего буквального выживания?&nbsp;</p> <p>Написать эту заметку меня побудил разговор, который произошел между молодой мамой и уважаемым детским психологом, к которому она обратилась с вопросом</p> <p><em>- что делать, если ребенок….</em></p> <p><em>- Скажите ему, что такой сын мне не нужен</em>, был ответ.</p> Роль гнева в прохождении жизненных кризисов 2015-05-13T07:26:08Z 2015-05-13T07:26:08Z http://transactional-analysis.ru/thinking/388-gnev Алла Далит shumiloff@mail.ru <p>Тема <strong>гнев</strong>а, на мой взгляд, хотя и является чрезвычайно актуальной для современной практической психологии, однако, либо представлена в упрощенной модели "выражения <strong>гнев</strong>а", либо глубокими психоаналитическими обоснованиями его наличия. Причем, второе, чаще с неподдельным отттенком непринятия этого чувства. А иначе, почему большинство ссылок на "<strong>гнев</strong>", в основном это описание методов как с ним справляться.</p> <p>На примере модели транзактного анализа я попытаюсь рассмотреть позитивные аспекты этого чувства и сопровождающих его эмоций, чтобы не торопиться от него освобождаться. А вдруг пригодится?)))</p> <p>Тема <strong>гнев</strong>а, на мой взгляд, хотя и является чрезвычайно актуальной для современной практической психологии, однако, либо представлена в упрощенной модели "выражения <strong>гнев</strong>а", либо глубокими психоаналитическими обоснованиями его наличия. Причем, второе, чаще с неподдельным отттенком непринятия этого чувства. А иначе, почему большинство ссылок на "<strong>гнев</strong>", в основном это описание методов как с ним справляться.</p> <p>На примере модели транзактного анализа я попытаюсь рассмотреть позитивные аспекты этого чувства и сопровождающих его эмоций, чтобы не торопиться от него освобождаться. А вдруг пригодится?)))</p> Почему так трудно ценить? 2015-05-08T08:33:42Z 2015-05-08T08:33:42Z http://transactional-analysis.ru/thinking/384-why Вероника Хлебова shumiloff@mail.ru <p>Обесценивание - очень удобная защита, ее назначение - спасти от душевной боли, разочарования, развенчания надежд и идеалов, которые мы себе понастроили.</p> <p>Спасаясь от переживаний, мы всегда готовы:</p> <p>...Обесценить партнера: <br />«Он - жадный, слабый, ни на что не способный; думает только о себе, на меня ему начхать; невнимательный, незаботливый, (т.е. не обеспечивает заботу) неумный; ни поддержки, ни признания от него не дождешься, и вообще «только если я сама что-то сделаю, только тогда что-то будет».</p> <p>...Обесценить партнершу: <br />«Я ей не нужен, думает только о себе; кто-то ей всегда лучше, но не я (т.е. не ценит, не обеспечивает признания); манипулирует, пользуется моими слабостями, вечно выясняет отношения; делает меня виноватым, скандалит, постоянно недовольна (снова – не ценит)»</p> <p> <p>Обесценивание - очень удобная защита, ее назначение - спасти от душевной боли, разочарования, развенчания надежд и идеалов, которые мы себе понастроили.</p> <p>Спасаясь от переживаний, мы всегда готовы:</p> <p>...Обесценить партнера: <br />«Он - жадный, слабый, ни на что не способный; думает только о себе, на меня ему начхать; невнимательный, незаботливый, (т.е. не обеспечивает заботу) неумный; ни поддержки, ни признания от него не дождешься, и вообще «только если я сама что-то сделаю, только тогда что-то будет».</p> <p>...Обесценить партнершу: <br />«Я ей не нужен, думает только о себе; кто-то ей всегда лучше, но не я (т.е. не ценит, не обеспечивает признания); манипулирует, пользуется моими слабостями, вечно выясняет отношения; делает меня виноватым, скандалит, постоянно недовольна (снова – не ценит)»</p> <p> Раненый Ребенок больше не одинок 2015-04-17T07:22:02Z 2015-04-17T07:22:02Z http://transactional-analysis.ru/thinking/381-2015-04-17-07-25-34 Вероника Хлебова shumiloff@mail.ru <p>Когда ко мне приходят новые клиенты, они выглядят очень взрослыми.</p> <p>Они знают, что у них есть проблемы, и хотят решить их по-взрослому.</p> <p>Они спрашивают: что мне СДЕЛАТЬ?<br />Что мне сделать, чтобы полюбить кого-нибудь, или почувствовать радость жизни?<br />Что мне сделать, чтобы перестать страдать? Как мне изменить то, что мне не нравится?</p> <p>Новые клиенты, как правило, начитаны и хорошо анализируют.<br />Но к их чувствам либо невозможно достучаться – из-за десятилетиями отточенной привычки подавлять свои переживания;<br />Такие обычно спрашивают: А что мне дадут эти чувства? Как они изменят мою жизнь?</p> <p>Когда ко мне приходят новые клиенты, они выглядят очень взрослыми.</p> <p>Они знают, что у них есть проблемы, и хотят решить их по-взрослому.</p> <p>Они спрашивают: что мне СДЕЛАТЬ?<br />Что мне сделать, чтобы полюбить кого-нибудь, или почувствовать радость жизни?<br />Что мне сделать, чтобы перестать страдать? Как мне изменить то, что мне не нравится?</p> <p>Новые клиенты, как правило, начитаны и хорошо анализируют.<br />Но к их чувствам либо невозможно достучаться – из-за десятилетиями отточенной привычки подавлять свои переживания;<br />Такие обычно спрашивают: А что мне дадут эти чувства? Как они изменят мою жизнь?</p> Как вырастить внутреннего Взрослого? 2014-06-02T07:28:22Z 2014-06-02T07:28:22Z http://transactional-analysis.ru/thinking/370-rost Вероника Хлебова shumiloff@mail.ru <p><span style="font-size: 11px; line-height: 1.3em;">Новые девочки приходят в терапию.</span></p> <p>Я невольно любуюсь: разного возраста, но неизменно тонкие, изящные, раненые в сердце, измученные необходимостью скрывать под маской себя живых и тоскующие по принятию.<br />Они не верят, что здесь, в этом кабинете можно вот так свободно выражать свои чувства и говорить о том, что болит.</p> <p>Украдкой поглядывая на меня, в напряженном ожидании моей реакции, они пытаются удерживать свои слезы, время от времени приклеивая фальшивую улыбку к своим губам.<br />Я чувствую их тоску, одиночество, неверие и одновременно отчаянное желание быть услышанными и принятыми в своем страдании.</p> <p>Я вижу неприкаянных брошенных детей, рядом с которыми нет, и никогда не было никакой поддержки.<br />Эту поддержку им предстоит постичь, они будут учиться заботиться о себе, беря за основу наши отношения.</p> <p><span style="font-size: 11px; line-height: 1.3em;">Новые девочки приходят в терапию.</span></p> <p>Я невольно любуюсь: разного возраста, но неизменно тонкие, изящные, раненые в сердце, измученные необходимостью скрывать под маской себя живых и тоскующие по принятию.<br />Они не верят, что здесь, в этом кабинете можно вот так свободно выражать свои чувства и говорить о том, что болит.</p> <p>Украдкой поглядывая на меня, в напряженном ожидании моей реакции, они пытаются удерживать свои слезы, время от времени приклеивая фальшивую улыбку к своим губам.<br />Я чувствую их тоску, одиночество, неверие и одновременно отчаянное желание быть услышанными и принятыми в своем страдании.</p> <p>Я вижу неприкаянных брошенных детей, рядом с которыми нет, и никогда не было никакой поддержки.<br />Эту поддержку им предстоит постичь, они будут учиться заботиться о себе, беря за основу наши отношения.</p> Немного о проекциях и переносах 2013-08-26T08:00:40Z 2013-08-26T08:00:40Z http://transactional-analysis.ru/thinking/358-transfer Вероника Хлебова drshumiloff@gmail.com <p>Мама – везде.<br />И папа – везде.<br />Мир как будто наполнен людьми, похожими на них. <br />Нет, не внешне. <br />Мир как будто наполнен людьми, которые норовят сделать с нами то, что делали они.<br />Мир полон этих двойников, которые все время «над» тобой; почему-то ты всегда натыкаешься на них и от них зависишь; почему-то не получается от них уйти, освободиться...<br /><a name="cutid1"></a>...И от них почему-то нужно получить что-то важное.<br />Хочется чтоб разрешили, чтоб дали право - жить по своему усмотрению, по своему плану, по своей воле.<br />Хочется, чтоб они дали свободу, сказали, что это нормально – думать и заботиться о себе ...<br />И не бояться быть отлученными от их одобрения и любви...<br /><br />Но, как назло, эти двойники, коим несть числа, как сговорясь,<br />Не даруют желаемых прав; напротив,<br />Всячески оспаривают их.<br /><br />Мир наполнен двойниками матери и отца, и этих двойников мы выбираем, внутренне соглашаясь вновь и вновь повторять свою детскую историю.<br /> <p>Мама – везде.<br />И папа – везде.<br />Мир как будто наполнен людьми, похожими на них. <br />Нет, не внешне. <br />Мир как будто наполнен людьми, которые норовят сделать с нами то, что делали они.<br />Мир полон этих двойников, которые все время «над» тобой; почему-то ты всегда натыкаешься на них и от них зависишь; почему-то не получается от них уйти, освободиться...<br /><a name="cutid1"></a>...И от них почему-то нужно получить что-то важное.<br />Хочется чтоб разрешили, чтоб дали право - жить по своему усмотрению, по своему плану, по своей воле.<br />Хочется, чтоб они дали свободу, сказали, что это нормально – думать и заботиться о себе ...<br />И не бояться быть отлученными от их одобрения и любви...<br /><br />Но, как назло, эти двойники, коим несть числа, как сговорясь,<br />Не даруют желаемых прав; напротив,<br />Всячески оспаривают их.<br /><br />Мир наполнен двойниками матери и отца, и этих двойников мы выбираем, внутренне соглашаясь вновь и вновь повторять свою детскую историю.<br /> Государство мне отчим или отец? 2013-07-05T08:46:17Z 2013-07-05T08:46:17Z http://transactional-analysis.ru/thinking/352-gosudarstvo Сукиасян С. Г. drshumiloff@gmail.com <strong><span style="font-size: 12pt;">Государство мне отчим или отец?</span></strong><br /><span style="font-size: 12pt;"><strong><em>(попытка психопатологического анализа)</em></strong></span> <p>Вопрос, поставленный в заглавие данной статьи, не является праздным и сформулирован в таком виде не для красного словца. В самом деле, что такое государство? Для чего оно нам нужно? Нужны ли мы ему? И если да, то для чего? Что делает оно с нами?! Эти и ряд других вопросов беспокоят меня, когда очередной пациент покидает мой кабинет, и я задумываюсь о том, как же мы живем и почему мы так живем. Я далек от мысли связывать любые психические нарушения с отклонениями в социальном бытии, но, в то же время, я убежден, что любое такое отклонение безусловно вызывает ответные реакции со стороны личности как на уровне физического, так и психического функционирования. Нормальные социально-политические и экономические условия общественной жизни являются составным элементом сложных этиопатогенетических соотношений, обеспечивающих состояние психического здоровья общества и личности.</p> <p>В “Философском словаре” под редакцией И.Т. Фролова, государство определяется как основной институт политической системы классового общества, осуществляющий<em> управление</em> обществом, <em>охрану</em> его экономической и социальной структуры. Оно находится в руках политически господствующего класса и используется им прежде всего для <em>подавления </em>своих социальных противников. Если абстрагироваться от идеологизированного марксистского понятия “класс” и заменить его более нейтральным определением “слой” или “прослойка”, то данное определение, безусловно, имеет общефилософское содержание. Обусловленный характером производственных отношений и способом производства, государство является надстройкой над экономическим базисом.</p> <p>Любое государство, независимо от его типа, формы власти и т.д., выполняет вполне определенные функции - внешние и внутренние. К внутренним функциям относятся защита существующего способа производства, экономической и социальной системы, “подавление” классовых, социальных и других противников, управление экономикой либо регулирование хозяйственной деятельности, охрана общественного порядка, регулирование социальных отношений, культурно-воспитательная и идеологическая деятельность. Внешние функции составляют: защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене, обеспечение обороны страны либо военной и политической экспансии в отношении других государств, развитие нормальных отношений с другими государствами, развитие взаимовыгодного сотрудничества.</p> <p>Еще Платон писал, что в устройстве государства явственней всего проявляется справедливость и несправедливость, поскольку государство и человеческая душа имеют аналогичное строение. И не только государство, но все человеческое сообщество, начиная со времен Адама и Евы, проявило это триединство (разума, чувств и желаний), имея в качестве социальной единицы семью - как основной формы организации и первичной ячейки общества. С древнейших времен человек жил в сообществах типа род. клан, племя, переросшие затем в более крупные и дифференцированные образования - государство, народ, нация, которые в наше время уже закладывают основы перспективного сообщества - Организации Объединенных Наций (мирового сообщества)</p> <p>Причем не в порядке юридического договора с определенными правами о обязанностями сторон как это имеет место сейчас, а как объективной реальности, жизненной необходимости для выживания общего дома человечества - планеты Земля.</p> <p>Трем основным сословиям государства, которые по Платону составляют правители, охранники и производители - ремесленники и земледельцы, соответствуют три части души - разумная, аффективная и вожделеющая. Им же соответствуют три добродетели - мудрость, мужество и воздержанность. Хоть и сказано было это очень давно (4-й век до.н.э.), но актуальность сохраняет в наше время, особенно с психологической точки зрения. Игнорирование этого конструктивного и структурного сходства между ними чревато многими последствиями, которые стали уже неизбежной реальностью для нашего государства и общества.</p> <p>Основная предпосылка, из которой я буду исходить, заключается в том, что государство - это та же самая семья в плане его организации, строения, управления, выполняемых функций, прав и обязательств и т.д. Тем более, той семьи, которая полностью соответствует смыслу латинского слова famillia (семья), означающей “совокупность принадлежащих одному человеку рабов”.</p> <p>Методика, которой я попытаюсь анализировать поставленный в заглавие вопрос, - это метод трансактного анализа Э. Берна, так называемая теория “Эго-состояний”. “Эго-состоянием” автор этой теории называет актуальный способ существования личности (Я-субъекта). Наиболее актуальными состояниями Э. Берн считает, и с ним нельзя не согласиться, состояния Я-родитель, Я-взрослый и Я-ребенок. Эго-состояние “взрослый” включает в себя способность оценки ситуации, рациональность, независимость, компетентность. Эго-состояние “родитель” проявляется в запретах, контроле, требованиях, заботах, содержит и предполагает определенные нормы, правила, предписания, требования и указания, то есть все то, что касается “можно” и “нельзя”. Эго-состояние “ребенок” определяется чувственными, эмоциональными комплексами, которые проявляются в ситуациях, похожих на те, которые их породили. Это состояние характеризуется живостью, веселостью, раскованностью, а , с другой стороны, этот “ребенок” проявляет себя бунтующим, отчужденным, соглашающимся. В различных жизненных ситуациях одна и та же личность может проявляться в разных эго-состояниях. Одно Эго-состояние может трансформироваться в другое, они могут сочетаться и перекрещиваться. Каждому Эго-состоянию Э. Берна соответствуют платоновские разумная, аффективная и вожделеющая части души с тремя их добродетелями - мудростью, мужеством и воздержанностью. Адекватное сочетание Эго-состояний, иначе, идеальное сочетание различных эмоций и стремлений, приводит, в конечном итоге, к справедливости. Она проявляется в выполнении каждым соответствующей ему в государстве (семье, сообществе) функции.</p> <p>Взаимодействие личности с социальной средой происходит в одном из этих основных состояний. Попытаемся трансполировать сказанное на государство, рассматривая последнее как отдельный элемент и составная часть мирового сообщества, как “отдельную личность". Государство, так же как и отдельный человек, вступает во взаимоотношения со своей “социальной средой” (то есть с мировым сообществом), создает и решает свои внутренние проблемы, соотнося их тем или иным образом с внешними проблемами, проблемами других государств и т.д. Это взаимодействие проявляется в различных формах поведения, которые Берн назвал “играми”. В основе этих игр лежат так называемые “скрипты”, то есть пройденный жизненный путь, сценарий” жизни каждого человека, семьи, этноса и государства с первого дня рождения, формирования, создания возникновения. Именно жизненный путь армянского этноса и государства от древности до наших дней, переполненный достижениями и драматическими и трагическими потерями и переживаниями, предопределяет те “игры”, в которые играет наше государство и наш народ.</p> <p>В конце 20-го века Армения вновь восстановила свою государственность - третью Республику, провозгласившую себя социальным государством. Это означает, что в решении социальных и экономических проблем, особенно в отношении своих граждан, государство берет на себя определенные обязанности. Однако уже в конце 1994 года армянское государство решительно перешло к полной либерализации своей экономики, позабыв о тысячах “производителях” - “земледельцах и ремесленниках”, и отдав <strong>все</strong> своим “охранникам и правителям”. Вместо цивилизованных форм взаимоотношений рыночного общества, вместо рыночного закона свободной конкуренции в нашем обществе и государстве стали главенствовать “законы джунглей” с самыми трагическими последствиями для народа - реальное проявление мудрости (по Платону) со стороны “правителей”. В навязанной народу дарвиновской борьбе за существование, а точнее будет сказано, за выживание, граждане государства остались незащищенными и бесправными.</p> <p>В результате мы имеем такие “завоевания”, как обнищание 80% населения, армию безработных, составляющую 35% трудоспособного населения, эмиграцию 25% населения, снижение естественного прироста населения с 18,2 до 6,2 , 4-х кратное разрушение научного потенциала страны, потеря народных сбережений в сумме 8 млрд. долл. США и т.д. и т.п.</p> <p>Что же это за государство? Есть ли у него понимание того, для чего оно вообще существует. К этой проблеме можно подойти, конечно, с разных позиций. Моя позиция - медико-психологическая, точнее клинико-психопатологическая. Как врач-психиатр я старался понять особенности психических нарушений в современных условиях, с клинико-психопатологических позиций подойти к анализу этнопсихологических, социальных категорий, каждый раз абстрагируя этнос, семью, государство до уровня отдельной личности .</p> <p>Росту социально-стрессовых, постстрессовых психических нарушений, появлению выраженных форм социальной, социально-психологической патологии способствовали не только ломка устоявшихся морально-нравственных принципов, ценностей, изменения мировосприятия, потеря смысла существования, нравственный кризис, но и невыполнение государством или неадекватное, неполное выполнение своих прямых обязанностей и ролей. Иными словами, такая государственная добродетель, как мудрость, проявлялась извращенно или половинчато, что неизменно вызывает фрустрационные состояния, как на уровне отдельной личности, так и всего общества.</p> <p>Наша возродившаяся государственность, как хронологически, так и по своему внутреннему содержанию, находится в Эго-состоянии “ребенок”, которому приходится решать проблемы “взрослых”. Как “ребенок” это государство стало заявлять о своих обидах, накопившихся в течении жизни армянского этноса и государственности. Конфликт, возникший на межнациональном уровне, является прямым продолжением того исторического конфликта, который породил эти “обиды”. “Бунтующий ребенок”, в лице некоторых политических и государственных деятелей, заявил на уровне “взрослых” о своих претензиях и не был “понят”. Более того, был “поставлен в угол”, практически полностью заблокированный от мирового сообщества, и посаженный на благотворительные хлеб и воду. Это было бы не столь странно, если бы тот же “ребенок” в своих внутригосударственных проблемах проявил бы себя как “родитель”. А он возомнил из себя “взрослого”. И, пожалуй, наиболее трагичным в сложившихся условиях является тот факт, что не только “правители”, но и “охранники” этого государства решили, что они и есть независимое свободное армянское государство и, подводя под свою деятельность выгодную им, но совершенно чуждую армянскому этносу, либеральную идеологию, управляют народом и государством. В результате общество не только оказалось в глубоком кризисе, что можно понять и допустить, с учетом произошедших революционных по сути событий, но и стало скатываться в еще более глубокую яму, и, по крайней мере, на сегодня конца этому процессу не видать.</p> <p>Формируется криминогенная ситуация, распространяются различные формы девиантного поведения, алкоголизм, наркомания, увеличивается суицидальность, что в целом характерно и для постсоветских республик.</p> <p>Говоря о морально-нравственном кризисе, я имею ввиду состояние безысходности и бессмысленности той жизни, которой вынужденно стали жить многие люди в результате крушения государства. Подавляющее большинство народа оказалось в состоянии, исключающем возможность выбора. Кризис - это потеря старых ценностей, традиций, отсутствие новых или не восприятие и неприятие их в виду несоответствия их ментальности, чуждости их мировосприятию и образу жизни. Если в прежней государственной системе человек был “винтиком”, которым “затыкали” дырку или “закручивали” гайку от имени партии и народа, то новая государственность (в той форме, в которой она зародилась и стала развиваться) превратила своего гражданина в пылинку, пух одуванчика. Более того, переменчивые ветры нестабильного и прогредиентного социального, политического, экономического и духовного характера засасывают эту пушинку в хаотический круговорот нашего бытия, не поддающегося каким-либо логическим закономерностям (за исключением криминальных) и основательно втаптывают в грязь нашего существования. Причем, так основательно, что в образовавшемся месиве грязи “лица не увидать”. Отсутствие возможности выбора хотя бы своего направления в этом тотальном круговороте привело к множеству трагедий: нравственному кризису, экзистенциальному вакууму или кризису смысла.</p> <p>Возникает вопрос, был ли этот кризис неминуем? Особенно в той форме, в котором он проявился в нашей стране. Безусловно, любые революционные потрясения приводят к ломке всех форм общественно-духовного бытия. История знает тому бесчисленное множество примеров. Однако, и восстание рабов под предводительством Спартака, и крестьянские движения в средневековье, и Великая Французская Революция, и Октябрьская революция в России, и национально-освободительные движения Нового и Старого Света, и многие и многие другие крупные и малые, мирового и местного значения революции, перевороты, движения и войны, приведшие к истинно национальному и государственному расцвету, подчинялись исключительно своему внутреннему мотиву и целям. С одной стороны, органы революции имели настолько глубокие корни в национальном и общественном сознании, настолько адекватно и четко выполняли свои функции и роли (по Э.Берну), что даже внешние и внутренние воздействия (интервенции, гражданские войны и др.) оказывались бессильными в своем противодействии. С другой стороны, с начала и до конца эти движения подчинялись своим внутренним законам развития, а не выполняли условий и заказов сильных мира сего - военных, политических, финансовых и экономических олигархов, имеющих свои жизненные интересы в любом регионе мира.</p> <p>Новая общественно-политическая система и государство явно запутались в своих целях и задачах, извратили свои роли и функции. Прежде всего, наше государство не разобралось со своими “родительскими” функциями по отношению к своим гражданам - “детям”. Государство, как отец, обязано заботиться о своей “семье”, защищать его интересы, заботиться о будущем, уважать прошлое, обеспечивать настоящее. Адекватное понимание Эго-состояний “взрослый”, “родитель” и “ребенок” и выполнение их в соответствии с условиями и целями - необходимое условие жизнедеятельности и развития. Нормальное государство, как хороший “родитель”, обязано заботиться о своих гражданах-детях. Причем, не в инфантильно-социалистическом виде, когда оно решает “что-где-когда и сколько”, а в духе самостоятельности, инициативности, решимости, деятельности. Государство-родитель создает, предлагает и развивает определенные нормы, требования, указания, контролирует их выполнение, заботится о духовном и физическом развитии. Оно обязано создавать равные условия для всех своих граждан, представлять равные права и обязанности для роста, образования, работы и отдыха каждого члена общества. Тем самым создавать максимально благоприятные условия для полного раскрытия и развития всех возможностей, заложенных в каждой личности. Причем, при равных условиях возможности совершенно не равные и не одинаковые, что дает возможность каждому члену занимать место в соответствии со своими возможностями. В этом и суть социального государства - не социальное равенство, а социальная справедливость при активной и соответствующей поддержке государства-родителя.</p> <p>Если Эго-состояние “родитель” адекватно в решении внутригосударственных проблем, то Эго-состояние “взрослый” более уместно в межгосударственных взаимоотношениях, требующих именно таких качеств, как независимость, рациональность, компетентность, возможность оценки ситуации и, что особенно важно, функционирование “здесь-и-сейчас” независимо от прошлого, то есть лишенного ранних впечатлений и переживаний эмоционального характера, что более свойственно Эго-состоянию “ребенок”.</p> <p>Так кто же мне мое государство сегодня - заботливый отец или равнодушный отчим, навязавшийся моей древней Родине-матери?! С моей точки зрения, на этот вопрос отвечает статистика, даже та, которую от нас не скрывают, которую, якобы, не подделывают. По статистическим данным (...), доля капиталовложений в ВВП сократилась с 14,5% в 1992 году до 7,3% в 1996 году - практически в два раза. Объем промышленной продукции за 1995-96 г.г. увеличился на 4,4%. Но цифра эта печально смехотворная, поскольку лишь только 10-12%-й годовой прирост промышленной продукции приблизит нас всего лишь на 1% к прежней индустриальной мощи. И причина этого в тотальном спаде всего промышленного производства. Та же картина и в сельском хозяйстве. В результате “революции” сельскохозяйственное производство за 1991-97 годы не только не увеличилось (что должно было произойти минимум в два раза, как свидетельствует мировой опыт), но даже сократилось по сравнению с “предреволюционными” годами (1985-88 г.г.) на 22%, в том числе животноводство на 40%. Объем жилищного строительства за последние 6 лет сократился в 10 раз, это при том, что почти 2 млрд. долларов тратиться на строительство роскошных особняков “новых армян”. Наше государство -“отец” постепенно и последовательно углубляет разрыв между тем, что завозится в страну и тем, что вывозится. Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса выросло с 52 млн. в 1992 г. до 570 млн. в 1996 г., а внешний долг увеличился со 130 млн. до 617 млн. $ США. Нормальный отец такого по отношению к своим детям не позволил бы, по крайней мере, подумал бы о том, как будет отдаваться долг своими детьми.</p> <p>Нельзя сказать, что государство не думало о своих гражданах-детях вообще. Это было бы несправедливо. Оно увеличило зарплату и пенсии за последние 2-3 года в 3-4 раза и довело их до 10 $ в месяц. Предмет особой гордости государства! Но, в то же время, расходы населения лишь только на 1 кг хлеба с 3% среднемесячной зарплаты в 1990 году выросли до 50% в 1997 году. За те же годы “завоеваний и достижений” среднегодовые цены на платные услуги возросли в 33,5 тыс. раз, опережая рост заработной платы в 25 раз.</p> <p>Поведение и деяния нашего государства более характерны отчиму- временщику, нежели любящему отцу, хоть и слабому, немощному, но родному, кровному,</p> <p>Когда Вы в последний раз были на кладбище? Не думаю, что очень давно. Вы, наверняка, обращали внимание на массу “свежих” могильных холмиков без надгробий. И уж точно зачитывали надписи на надгробных камнях. Вы заметили как рано мы стали уходить из жизни - в 20, 30, 40 лет? Это, конечно, - война, дисстресс нашей жизни, болезни. Поражают данные той же статистики по здравоохранению и медицине. За последние годы резко увеличилась заболеваемость населения практически по всем формам нозологий; появились болезни, которые, казалось, окончательно были ликвидированы, особенно те, которые имеют так называемую социальную природу; резко подскочила инвалидизация и смертность и, что более плачевно, в молодом и среднем возрасте.</p> <p>Конечно, пора делать выводы. Скоро десять лет нашей независимости и государственности. Срок, конечно, неизмеримо маленький в историческом аспекте, но более чем достаточный, чтобы определиться и проявить конструктивную тенденцию в становлении экономики страны - как основы всех основ - и политических, и социальных, и бытовых, и национальных. Мы народ маленький (в количественном отношении). От былого величия, которым мы любили когда-то бравировать (а тому есть основания) остались лишь манускрипты да разваленные и разрушенные храмы. Но, мы - народ особенный. Не в смысле того, что мы лучше или хуже других. Мое глубокое убеждение в том, что таковых вообще не существует. Но не надо быть психологом, чтобы заметить, что при всей нашей приземленности и фетишизме, мы все же неисправимые романтики и наивисты, эгоцентрики и чужелюбы. Будучи материалистами (даже 1700-летнее христианство не сделало нас не то, что лучшими, даже хорошими христианами), мы склонны к созданию идолов и символов. Самые простые, утилитарные вещи и явления для нас приобретают особый смысл и значение, которому, порой, поклоняются больше, нежели Богу. И самое трагичное в нашей сегодняшней психологии - это потеря доверия к ближнему, старшему, себе подобному и т.д. Мы не видели в своей жизни, как писал Дереник Демирчян, счастья и отчаяния. А теперь мы потеряли доверие. И чтобы вернуть его, нужны не праздники, лозунги и обещания. Маленькие народы объединяются вокруг какого-либо национального символа. Это может быть сильная личность, национальная идея, национальный фетиш, историческая ценность или достижение и т.д. Для этого необходимо государство или правительство, которому бы доверял народ. А это, в свою очередь, возможно, если он - народ будет работать и жить в соответствии с “затраченным потом и потерянной кровью”. Мерой адекватности здесь будет служить уровень доверия народа. И тогда настанет время создания национального мифа или легенды, время национального символа, что бесповоротно объединит народ и государство. И в этом проявиться высшая добродетель государства - справедливость.</p> <p align="center"> </p> <p align="center"><em><strong>Сукиасян Самвел Грантович<br /> </strong>Д.М.Н.,Председатель Ассоциации психического здоровья “Психея",<br /> Директор Центра психического здоровья “Стресс"<br /> Республика Армения</em></p> <p align="center"><em><br />Источник:<br /><a href="http://www.rusmedserv.com/psychsex/"><strong>Клиническая психиатрия и сексология</strong></a></em></p> <strong><span style="font-size: 12pt;">Государство мне отчим или отец?</span></strong><br /><span style="font-size: 12pt;"><strong><em>(попытка психопатологического анализа)</em></strong></span> <p>Вопрос, поставленный в заглавие данной статьи, не является праздным и сформулирован в таком виде не для красного словца. В самом деле, что такое государство? Для чего оно нам нужно? Нужны ли мы ему? И если да, то для чего? Что делает оно с нами?! Эти и ряд других вопросов беспокоят меня, когда очередной пациент покидает мой кабинет, и я задумываюсь о том, как же мы живем и почему мы так живем. Я далек от мысли связывать любые психические нарушения с отклонениями в социальном бытии, но, в то же время, я убежден, что любое такое отклонение безусловно вызывает ответные реакции со стороны личности как на уровне физического, так и психического функционирования. Нормальные социально-политические и экономические условия общественной жизни являются составным элементом сложных этиопатогенетических соотношений, обеспечивающих состояние психического здоровья общества и личности.</p> <p>В “Философском словаре” под редакцией И.Т. Фролова, государство определяется как основной институт политической системы классового общества, осуществляющий<em> управление</em> обществом, <em>охрану</em> его экономической и социальной структуры. Оно находится в руках политически господствующего класса и используется им прежде всего для <em>подавления </em>своих социальных противников. Если абстрагироваться от идеологизированного марксистского понятия “класс” и заменить его более нейтральным определением “слой” или “прослойка”, то данное определение, безусловно, имеет общефилософское содержание. Обусловленный характером производственных отношений и способом производства, государство является надстройкой над экономическим базисом.</p> <p>Любое государство, независимо от его типа, формы власти и т.д., выполняет вполне определенные функции - внешние и внутренние. К внутренним функциям относятся защита существующего способа производства, экономической и социальной системы, “подавление” классовых, социальных и других противников, управление экономикой либо регулирование хозяйственной деятельности, охрана общественного порядка, регулирование социальных отношений, культурно-воспитательная и идеологическая деятельность. Внешние функции составляют: защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене, обеспечение обороны страны либо военной и политической экспансии в отношении других государств, развитие нормальных отношений с другими государствами, развитие взаимовыгодного сотрудничества.</p> <p>Еще Платон писал, что в устройстве государства явственней всего проявляется справедливость и несправедливость, поскольку государство и человеческая душа имеют аналогичное строение. И не только государство, но все человеческое сообщество, начиная со времен Адама и Евы, проявило это триединство (разума, чувств и желаний), имея в качестве социальной единицы семью - как основной формы организации и первичной ячейки общества. С древнейших времен человек жил в сообществах типа род. клан, племя, переросшие затем в более крупные и дифференцированные образования - государство, народ, нация, которые в наше время уже закладывают основы перспективного сообщества - Организации Объединенных Наций (мирового сообщества)</p> <p>Причем не в порядке юридического договора с определенными правами о обязанностями сторон как это имеет место сейчас, а как объективной реальности, жизненной необходимости для выживания общего дома человечества - планеты Земля.</p> <p>Трем основным сословиям государства, которые по Платону составляют правители, охранники и производители - ремесленники и земледельцы, соответствуют три части души - разумная, аффективная и вожделеющая. Им же соответствуют три добродетели - мудрость, мужество и воздержанность. Хоть и сказано было это очень давно (4-й век до.н.э.), но актуальность сохраняет в наше время, особенно с психологической точки зрения. Игнорирование этого конструктивного и структурного сходства между ними чревато многими последствиями, которые стали уже неизбежной реальностью для нашего государства и общества.</p> <p>Основная предпосылка, из которой я буду исходить, заключается в том, что государство - это та же самая семья в плане его организации, строения, управления, выполняемых функций, прав и обязательств и т.д. Тем более, той семьи, которая полностью соответствует смыслу латинского слова famillia (семья), означающей “совокупность принадлежащих одному человеку рабов”.</p> <p>Методика, которой я попытаюсь анализировать поставленный в заглавие вопрос, - это метод трансактного анализа Э. Берна, так называемая теория “Эго-состояний”. “Эго-состоянием” автор этой теории называет актуальный способ существования личности (Я-субъекта). Наиболее актуальными состояниями Э. Берн считает, и с ним нельзя не согласиться, состояния Я-родитель, Я-взрослый и Я-ребенок. Эго-состояние “взрослый” включает в себя способность оценки ситуации, рациональность, независимость, компетентность. Эго-состояние “родитель” проявляется в запретах, контроле, требованиях, заботах, содержит и предполагает определенные нормы, правила, предписания, требования и указания, то есть все то, что касается “можно” и “нельзя”. Эго-состояние “ребенок” определяется чувственными, эмоциональными комплексами, которые проявляются в ситуациях, похожих на те, которые их породили. Это состояние характеризуется живостью, веселостью, раскованностью, а , с другой стороны, этот “ребенок” проявляет себя бунтующим, отчужденным, соглашающимся. В различных жизненных ситуациях одна и та же личность может проявляться в разных эго-состояниях. Одно Эго-состояние может трансформироваться в другое, они могут сочетаться и перекрещиваться. Каждому Эго-состоянию Э. Берна соответствуют платоновские разумная, аффективная и вожделеющая части души с тремя их добродетелями - мудростью, мужеством и воздержанностью. Адекватное сочетание Эго-состояний, иначе, идеальное сочетание различных эмоций и стремлений, приводит, в конечном итоге, к справедливости. Она проявляется в выполнении каждым соответствующей ему в государстве (семье, сообществе) функции.</p> <p>Взаимодействие личности с социальной средой происходит в одном из этих основных состояний. Попытаемся трансполировать сказанное на государство, рассматривая последнее как отдельный элемент и составная часть мирового сообщества, как “отдельную личность". Государство, так же как и отдельный человек, вступает во взаимоотношения со своей “социальной средой” (то есть с мировым сообществом), создает и решает свои внутренние проблемы, соотнося их тем или иным образом с внешними проблемами, проблемами других государств и т.д. Это взаимодействие проявляется в различных формах поведения, которые Берн назвал “играми”. В основе этих игр лежат так называемые “скрипты”, то есть пройденный жизненный путь, сценарий” жизни каждого человека, семьи, этноса и государства с первого дня рождения, формирования, создания возникновения. Именно жизненный путь армянского этноса и государства от древности до наших дней, переполненный достижениями и драматическими и трагическими потерями и переживаниями, предопределяет те “игры”, в которые играет наше государство и наш народ.</p> <p>В конце 20-го века Армения вновь восстановила свою государственность - третью Республику, провозгласившую себя социальным государством. Это означает, что в решении социальных и экономических проблем, особенно в отношении своих граждан, государство берет на себя определенные обязанности. Однако уже в конце 1994 года армянское государство решительно перешло к полной либерализации своей экономики, позабыв о тысячах “производителях” - “земледельцах и ремесленниках”, и отдав <strong>все</strong> своим “охранникам и правителям”. Вместо цивилизованных форм взаимоотношений рыночного общества, вместо рыночного закона свободной конкуренции в нашем обществе и государстве стали главенствовать “законы джунглей” с самыми трагическими последствиями для народа - реальное проявление мудрости (по Платону) со стороны “правителей”. В навязанной народу дарвиновской борьбе за существование, а точнее будет сказано, за выживание, граждане государства остались незащищенными и бесправными.</p> <p>В результате мы имеем такие “завоевания”, как обнищание 80% населения, армию безработных, составляющую 35% трудоспособного населения, эмиграцию 25% населения, снижение естественного прироста населения с 18,2 до 6,2 , 4-х кратное разрушение научного потенциала страны, потеря народных сбережений в сумме 8 млрд. долл. США и т.д. и т.п.</p> <p>Что же это за государство? Есть ли у него понимание того, для чего оно вообще существует. К этой проблеме можно подойти, конечно, с разных позиций. Моя позиция - медико-психологическая, точнее клинико-психопатологическая. Как врач-психиатр я старался понять особенности психических нарушений в современных условиях, с клинико-психопатологических позиций подойти к анализу этнопсихологических, социальных категорий, каждый раз абстрагируя этнос, семью, государство до уровня отдельной личности .</p> <p>Росту социально-стрессовых, постстрессовых психических нарушений, появлению выраженных форм социальной, социально-психологической патологии способствовали не только ломка устоявшихся морально-нравственных принципов, ценностей, изменения мировосприятия, потеря смысла существования, нравственный кризис, но и невыполнение государством или неадекватное, неполное выполнение своих прямых обязанностей и ролей. Иными словами, такая государственная добродетель, как мудрость, проявлялась извращенно или половинчато, что неизменно вызывает фрустрационные состояния, как на уровне отдельной личности, так и всего общества.</p> <p>Наша возродившаяся государственность, как хронологически, так и по своему внутреннему содержанию, находится в Эго-состоянии “ребенок”, которому приходится решать проблемы “взрослых”. Как “ребенок” это государство стало заявлять о своих обидах, накопившихся в течении жизни армянского этноса и государственности. Конфликт, возникший на межнациональном уровне, является прямым продолжением того исторического конфликта, который породил эти “обиды”. “Бунтующий ребенок”, в лице некоторых политических и государственных деятелей, заявил на уровне “взрослых” о своих претензиях и не был “понят”. Более того, был “поставлен в угол”, практически полностью заблокированный от мирового сообщества, и посаженный на благотворительные хлеб и воду. Это было бы не столь странно, если бы тот же “ребенок” в своих внутригосударственных проблемах проявил бы себя как “родитель”. А он возомнил из себя “взрослого”. И, пожалуй, наиболее трагичным в сложившихся условиях является тот факт, что не только “правители”, но и “охранники” этого государства решили, что они и есть независимое свободное армянское государство и, подводя под свою деятельность выгодную им, но совершенно чуждую армянскому этносу, либеральную идеологию, управляют народом и государством. В результате общество не только оказалось в глубоком кризисе, что можно понять и допустить, с учетом произошедших революционных по сути событий, но и стало скатываться в еще более глубокую яму, и, по крайней мере, на сегодня конца этому процессу не видать.</p> <p>Формируется криминогенная ситуация, распространяются различные формы девиантного поведения, алкоголизм, наркомания, увеличивается суицидальность, что в целом характерно и для постсоветских республик.</p> <p>Говоря о морально-нравственном кризисе, я имею ввиду состояние безысходности и бессмысленности той жизни, которой вынужденно стали жить многие люди в результате крушения государства. Подавляющее большинство народа оказалось в состоянии, исключающем возможность выбора. Кризис - это потеря старых ценностей, традиций, отсутствие новых или не восприятие и неприятие их в виду несоответствия их ментальности, чуждости их мировосприятию и образу жизни. Если в прежней государственной системе человек был “винтиком”, которым “затыкали” дырку или “закручивали” гайку от имени партии и народа, то новая государственность (в той форме, в которой она зародилась и стала развиваться) превратила своего гражданина в пылинку, пух одуванчика. Более того, переменчивые ветры нестабильного и прогредиентного социального, политического, экономического и духовного характера засасывают эту пушинку в хаотический круговорот нашего бытия, не поддающегося каким-либо логическим закономерностям (за исключением криминальных) и основательно втаптывают в грязь нашего существования. Причем, так основательно, что в образовавшемся месиве грязи “лица не увидать”. Отсутствие возможности выбора хотя бы своего направления в этом тотальном круговороте привело к множеству трагедий: нравственному кризису, экзистенциальному вакууму или кризису смысла.</p> <p>Возникает вопрос, был ли этот кризис неминуем? Особенно в той форме, в котором он проявился в нашей стране. Безусловно, любые революционные потрясения приводят к ломке всех форм общественно-духовного бытия. История знает тому бесчисленное множество примеров. Однако, и восстание рабов под предводительством Спартака, и крестьянские движения в средневековье, и Великая Французская Революция, и Октябрьская революция в России, и национально-освободительные движения Нового и Старого Света, и многие и многие другие крупные и малые, мирового и местного значения революции, перевороты, движения и войны, приведшие к истинно национальному и государственному расцвету, подчинялись исключительно своему внутреннему мотиву и целям. С одной стороны, органы революции имели настолько глубокие корни в национальном и общественном сознании, настолько адекватно и четко выполняли свои функции и роли (по Э.Берну), что даже внешние и внутренние воздействия (интервенции, гражданские войны и др.) оказывались бессильными в своем противодействии. С другой стороны, с начала и до конца эти движения подчинялись своим внутренним законам развития, а не выполняли условий и заказов сильных мира сего - военных, политических, финансовых и экономических олигархов, имеющих свои жизненные интересы в любом регионе мира.</p> <p>Новая общественно-политическая система и государство явно запутались в своих целях и задачах, извратили свои роли и функции. Прежде всего, наше государство не разобралось со своими “родительскими” функциями по отношению к своим гражданам - “детям”. Государство, как отец, обязано заботиться о своей “семье”, защищать его интересы, заботиться о будущем, уважать прошлое, обеспечивать настоящее. Адекватное понимание Эго-состояний “взрослый”, “родитель” и “ребенок” и выполнение их в соответствии с условиями и целями - необходимое условие жизнедеятельности и развития. Нормальное государство, как хороший “родитель”, обязано заботиться о своих гражданах-детях. Причем, не в инфантильно-социалистическом виде, когда оно решает “что-где-когда и сколько”, а в духе самостоятельности, инициативности, решимости, деятельности. Государство-родитель создает, предлагает и развивает определенные нормы, требования, указания, контролирует их выполнение, заботится о духовном и физическом развитии. Оно обязано создавать равные условия для всех своих граждан, представлять равные права и обязанности для роста, образования, работы и отдыха каждого члена общества. Тем самым создавать максимально благоприятные условия для полного раскрытия и развития всех возможностей, заложенных в каждой личности. Причем, при равных условиях возможности совершенно не равные и не одинаковые, что дает возможность каждому члену занимать место в соответствии со своими возможностями. В этом и суть социального государства - не социальное равенство, а социальная справедливость при активной и соответствующей поддержке государства-родителя.</p> <p>Если Эго-состояние “родитель” адекватно в решении внутригосударственных проблем, то Эго-состояние “взрослый” более уместно в межгосударственных взаимоотношениях, требующих именно таких качеств, как независимость, рациональность, компетентность, возможность оценки ситуации и, что особенно важно, функционирование “здесь-и-сейчас” независимо от прошлого, то есть лишенного ранних впечатлений и переживаний эмоционального характера, что более свойственно Эго-состоянию “ребенок”.</p> <p>Так кто же мне мое государство сегодня - заботливый отец или равнодушный отчим, навязавшийся моей древней Родине-матери?! С моей точки зрения, на этот вопрос отвечает статистика, даже та, которую от нас не скрывают, которую, якобы, не подделывают. По статистическим данным (...), доля капиталовложений в ВВП сократилась с 14,5% в 1992 году до 7,3% в 1996 году - практически в два раза. Объем промышленной продукции за 1995-96 г.г. увеличился на 4,4%. Но цифра эта печально смехотворная, поскольку лишь только 10-12%-й годовой прирост промышленной продукции приблизит нас всего лишь на 1% к прежней индустриальной мощи. И причина этого в тотальном спаде всего промышленного производства. Та же картина и в сельском хозяйстве. В результате “революции” сельскохозяйственное производство за 1991-97 годы не только не увеличилось (что должно было произойти минимум в два раза, как свидетельствует мировой опыт), но даже сократилось по сравнению с “предреволюционными” годами (1985-88 г.г.) на 22%, в том числе животноводство на 40%. Объем жилищного строительства за последние 6 лет сократился в 10 раз, это при том, что почти 2 млрд. долларов тратиться на строительство роскошных особняков “новых армян”. Наше государство -“отец” постепенно и последовательно углубляет разрыв между тем, что завозится в страну и тем, что вывозится. Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса выросло с 52 млн. в 1992 г. до 570 млн. в 1996 г., а внешний долг увеличился со 130 млн. до 617 млн. $ США. Нормальный отец такого по отношению к своим детям не позволил бы, по крайней мере, подумал бы о том, как будет отдаваться долг своими детьми.</p> <p>Нельзя сказать, что государство не думало о своих гражданах-детях вообще. Это было бы несправедливо. Оно увеличило зарплату и пенсии за последние 2-3 года в 3-4 раза и довело их до 10 $ в месяц. Предмет особой гордости государства! Но, в то же время, расходы населения лишь только на 1 кг хлеба с 3% среднемесячной зарплаты в 1990 году выросли до 50% в 1997 году. За те же годы “завоеваний и достижений” среднегодовые цены на платные услуги возросли в 33,5 тыс. раз, опережая рост заработной платы в 25 раз.</p> <p>Поведение и деяния нашего государства более характерны отчиму- временщику, нежели любящему отцу, хоть и слабому, немощному, но родному, кровному,</p> <p>Когда Вы в последний раз были на кладбище? Не думаю, что очень давно. Вы, наверняка, обращали внимание на массу “свежих” могильных холмиков без надгробий. И уж точно зачитывали надписи на надгробных камнях. Вы заметили как рано мы стали уходить из жизни - в 20, 30, 40 лет? Это, конечно, - война, дисстресс нашей жизни, болезни. Поражают данные той же статистики по здравоохранению и медицине. За последние годы резко увеличилась заболеваемость населения практически по всем формам нозологий; появились болезни, которые, казалось, окончательно были ликвидированы, особенно те, которые имеют так называемую социальную природу; резко подскочила инвалидизация и смертность и, что более плачевно, в молодом и среднем возрасте.</p> <p>Конечно, пора делать выводы. Скоро десять лет нашей независимости и государственности. Срок, конечно, неизмеримо маленький в историческом аспекте, но более чем достаточный, чтобы определиться и проявить конструктивную тенденцию в становлении экономики страны - как основы всех основ - и политических, и социальных, и бытовых, и национальных. Мы народ маленький (в количественном отношении). От былого величия, которым мы любили когда-то бравировать (а тому есть основания) остались лишь манускрипты да разваленные и разрушенные храмы. Но, мы - народ особенный. Не в смысле того, что мы лучше или хуже других. Мое глубокое убеждение в том, что таковых вообще не существует. Но не надо быть психологом, чтобы заметить, что при всей нашей приземленности и фетишизме, мы все же неисправимые романтики и наивисты, эгоцентрики и чужелюбы. Будучи материалистами (даже 1700-летнее христианство не сделало нас не то, что лучшими, даже хорошими христианами), мы склонны к созданию идолов и символов. Самые простые, утилитарные вещи и явления для нас приобретают особый смысл и значение, которому, порой, поклоняются больше, нежели Богу. И самое трагичное в нашей сегодняшней психологии - это потеря доверия к ближнему, старшему, себе подобному и т.д. Мы не видели в своей жизни, как писал Дереник Демирчян, счастья и отчаяния. А теперь мы потеряли доверие. И чтобы вернуть его, нужны не праздники, лозунги и обещания. Маленькие народы объединяются вокруг какого-либо национального символа. Это может быть сильная личность, национальная идея, национальный фетиш, историческая ценность или достижение и т.д. Для этого необходимо государство или правительство, которому бы доверял народ. А это, в свою очередь, возможно, если он - народ будет работать и жить в соответствии с “затраченным потом и потерянной кровью”. Мерой адекватности здесь будет служить уровень доверия народа. И тогда настанет время создания национального мифа или легенды, время национального символа, что бесповоротно объединит народ и государство. И в этом проявиться высшая добродетель государства - справедливость.</p> <p align="center"> </p> <p align="center"><em><strong>Сукиасян Самвел Грантович<br /> </strong>Д.М.Н.,Председатель Ассоциации психического здоровья “Психея",<br /> Директор Центра психического здоровья “Стресс"<br /> Республика Армения</em></p> <p align="center"><em><br />Источник:<br /><a href="http://www.rusmedserv.com/psychsex/"><strong>Клиническая психиатрия и сексология</strong></a></em></p>