Мы рекомендуем
Как повысить продуктивность делового общения |
Автор: Дмитрий Козлов |
Сегодня мы обратимся к методу, предложенному известным исследователем процесса взаимодействия людей - Эриком Берном, под названием «трансактный анализ». И посмотрим, каким образом предложенная им модель, поможет нам в повышении эффективности взаимодействия в бизнесе и жизни. Понятие «трансактный анализ» означает анализ взаимодействий между людьми. Основу данного метода составляет концепция внутренних состояний человека (Эго – состояний по Э.Берну). В ситуациях общения с другими, мы находимся в различных внутренних состояниях, что, в итоге, находит свое отражение во взаимодействии. Основными состояниями при этом являются три: «Родитель», «Взрослый», «Ребенок».
Данные состояния могут неоднократно сменять одно другое в течение дня, один и тот же человек в разных жизненных ситуациях может проявляться то как «Родитель», то как «Взрослый», то как «Ребенок». Какое состояние Вы считаете наиболее оптимальным в общении? Предполагаю, что ответы будут разные, так как вопрос задан очень широко. Давайте сузим рамки до «делового общения». Какое «состояние» нам поможет максимально эффективно достигать своих целей? Человек, находящийся в состоянии «Родитель», воспринимает собеседника либо как другого «родителя» (обмен оценками), либо как «Ребенка» (поучения, оберегание). А тот, кто находится в состоянии «Ребенок», воспринимает собеседника либо как «родителя» (поиск поддержки), либо как другого «Ребенка» (игры). Думаю, что вы ответили «Взрослый», так как именно в данном состоянии мы в большей степени рациональны и взвешены и обращаемся с другими также как со «взрослыми», информативно, без эмоций с разделением ответственности за результат. Итак, вы контролируете свои «состояния», стараетесь находиться в состоянии «взрослый», но что будет происходить, если партнер по общению, сознательно или нет, будет находиться в состояниях «родитель» или «ребенок»? Э.Берн назвал такой вариант взаимодействия «перекрестные трансакции» – конфликтные взаимодействия, когда послание дается к состоянию «взрослый», а отвечают ему из другого состоянии – «родитель» или «ребенок». Например, на вопрос «…как Вы получили данные показатели в вашем плане?», следует ответ «Данные цифры, мы получили из статистики предыдущего года по данному кварталу, с поправкой на рост рынка по данному году». Это трансакция «Взрослый – Взрослый», здесь нет конфликтного взаимодействия. Но если на тот же вопрос мы получим ответ «…следовало бы заранее просмотреть информацию и задать все уточняющие вопросы!», то в этом варианте, мы получаем «перекрестную трансакцию» (Рис.1) и как следствие, напряженность и низкую продуктивность общения, а возможно, и предконфликтную ситуацию. Рис.1 Перекрестная трасакция “Взрослый – Родитель”
Рис.2 Перекрестная трансакция “Взрослый – Ребенок” Что же делать, когда партнер по общению стремится не к рациональному решению вопроса, а к доминированию, контролю (Рис.1) или наоборот начинает уходить от принятия решений, стараясь переложить ответственность (Рис.2)? Первое, – необходимо понять, в каком состоянии находится партнер по общению, а далее помочь ему перейти в более рациональное состояние «взрослый». Как это сделать? При состоянии партнера по общению «Ребенок» (рис.2), необходимо вывести в состояние «Взрослого», обращаясь к его статусу, должности и опыту. Пример: При состоянии партнера по общению «Родитель» (рис.1), необходимо вывести в состояние «Взрослого», подчеркивая свой опыт, профессионализм, статус. Пример: - Да, действительно, разные банки стараются активно рекламировать себя. Давайте я расскажу, как мы относимся к этому. Мы не рекламируем нереальные условия. Нам слишком дорога наша репутация, и было бы странно думать, что мы так легко ее подорвем. Я работаю на этой позиции уже достаточно давно и, как специалист, могу сказать, что эти условия действительно реальны и возможны.… ********* Потренируемся! Прежде чем начать тренировку навыков, проверим, как Вы поняли, какое состояние какими характеристиками обладает. Выберите один адекватный «состоянию» вариант. Родитель а) требует, оценивает, проявляет беспомощность; Взрослый а) проявляет чувства вины, руководит, уточняет ситуацию; Ребенок а) проявляет чувство обиды, подчиняется, шалит;
Предложите свой вариант перевода партнера по общению во «Взрослое» состояние
*********
Источник: Статья приводится с незначительными сокращениями |