Тот кошмар, который творится на улице, напомнил фрагмент из детской сказки: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?».
Давайте вспомним вместе. Итак, сказка Морозко.
У нерешительного и инфантильного Старика и агрессивной, параноидной мачехи-Старухи растут дочери. Как водится, родную старикову дочь всячески шпыняют и притесняют, а мачехину – балуют. Ключевым моментом сказки становится отправка стариковой дочери в лес, где ей полагается замерзнуть. И вот тут начинается самое интересное.
Дед Мороз задает совершенно идиотский вопрос:
- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
И хотя бедная девушка сидит в легкой одежде и дрожит от холода, она через силу улыбается и отвечает:
- Тепло, тепло, дедушка!
Мороз усиливает холод и снова троллит:
- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
И вновь девушка окоченевшими губами шепчет:
- Тепло, тепло, дедушка!
Мороз, разумеется, видит, что девчонка еле жива, но он добавляет холода и вновь продолжает издеваться:
- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
И вновь девушка так убедительно ему лжет в ответ, что старик наконец-то доволен. Он награждает девушку и с подарками отсылает домой.
Мачехе завидно, и она посылает свою родную дочь в надежде получить аналогичные бонусы. Правда, той не объяснили правила этой странной игры, и поэтому она трижды отвечает Морозу незатейливую правду, приправленную простонародно-хамоватым сленгом, что-то типа: «Ты что, старый, сдурел? Не видишь, как мне холодно?»
В фильме она отделывается относительно легко – по крайней мере, остается жива. В
аутентичной народной сказке Мороз просто замораживает ее насмерть.
Итак, что же за игра здесь разыгрывается?
Я не нашел у Берна описания подобной игры, однако достаточно часто видел ее в жизни (нередко сетевой троллинг происходит по подобной схеме). Эта игра напоминает «Попался, сукин сын», но более точно было бы ее назвать «Ну-ка, попробуй возмутись!»
Начинается игра с трансакции Мороза, которая выглядит как проявление «Заботливого Родителя», направленное к «Ребенку». В скрытой трансакции активным эго-состоянием является «Критический Родитель». Мороз, ведущий себя явно психопатически, жаждет получить подтверждение своего статуса, «прогнуть» под себя Жертву и заставить себя бояться. И либо Жертва безоговорочно снесет его издевательства и пытки, как это сделала старикова дочка (скорее всего, несознательно, подчиняясь драйверу «Радуй других»), либо возмутится и ответит правду, что даст Морозу «законный» повод «проучить наглеца», заморозив его до смерти, опять же, самим фактом своей смерти подтвердив могущество Мороза.
Возникает вопрос, какой же смысл в этой сказке? Чего ради народ веками хранил эту историю, как будто детям для чего-то важно знать правила этой игры?
Все очень просто, и очень грустно. Мороз в данном случае олицетворяет собой психопатического отца, который в случае плохого настроения может забить ребенка насмерть, если тот посмеет быть недостаточно почтительным. Да и барин мог попасться ненамного лучше. И лучше уж подыграть ему в игре «Всем ли ты, крестьянин, доволен?», чем быть запоротым на конюшне насмерть.
Чтобы не заканчивать постинг на такой грустной ноте, давайте порадуемся, что ли, что времена нынче все-таки уже не те.