Мы рекомендуем
Лекция по применению трансактного анализа в психологическом консультировании |
Автор: Макарова Г. А. |
Эрик Берн писал, что “..каждое человеческое существо рождается принцем или принцессой; полученный в раннем возрасте опыт убеждает некоторых людей в том, что они лягушки, и это убеждение лежит в основе их патологического развития”. Э. Берн был убежден, что “каждый человек владеет в полной мере неврологическим аппаратом, который позволяет ему функционировать как Взрослому. ... каждый от рождения имеет стремление к психическому и физическому здоровью.” (Berne, 1966, 289-290). Следовательно, задачей трансактного аналитика является оказание помощи природе в удалении преград, мешающих эмоциональному и психическому здоровью клиента. В Трансактном анализе четкой границы между консультированием и психотерапией нет, также, как и нет её и в других психологических модальностях. Однако, почему же последнее время так активно говорят и выделяют психологическое консультирование? В чем особенности современного подхода в психологическом консультировании? А в том, что человек, а не проблема ставится во главу угла. Цель - не решить отдельную проблему клиента. А помочь клиенту “повзрослеть”, чтобы он самостоятельно справился с существующей, а также с последующими проблемами. Цель работы - “интегрированная (Взрослая) личность клиента, обладающая достаточной целостностью, независимостью, ответственностью, ясно мыслящая и хорошо организованная”. Удивительно, но это слова Карла Роджерса о задачах консультанта. Как добиться этого? Стратегия консультанта, работающего в концепции трансактного анализа следующая:
Консультирование (Р.Нельсон-Джоуне) можно рассматривать в трёх аспектах, как вид помощи, как воздействие и как психологический процесс. Помощь реализуется через активное слушание, в ТА “мотивационное слушание в сочетании с вознаграждением” (с поглаживаниями). Консультирование это психологический процесс, консультант в ТА работает с сознанием клиента и ближайшим бессознательным, активизируя мыслительные процессы. Консультативный процесс воздействует на чувства, мысли и действия (поведение) клиента и консультанта. Информация, полученная клиентом на сессии, осознается и используется им в интервалах между сессиями, для самопомощи и самопознания. Консультирование не является статичным, это процесс творческий для обеих сторон. По задачам консультирование разделяют на консультирование, связанное с коррекцией, и консультирование, обеспечивающее условия роста и развития личности клиента. В ТА разделительная линия обозначается типом контракта, который заключается между клиентом и консультантом. Контракт по социальному контролю над симптомом, используется для коррекционной, исправительной работы. Контракт направлен на чувства, мысли и поведение клиента, которые не удовлетворяют его в настоящее время. Например, клиент агрессивен по отношению к ребенку. Контракт - не бить ребенка, даже если он провоцирует на это. Коррекционная работа позволяет клиенту почувствовать себя лучше, однако Эрик Берн расценивал это, как превращение клиента в более довольную лягушку. Задачи развития включают в себя как устранение негативных характеристик, так и усиление положительных качеств. В ТА используется контракт на автономию. Контракт на автономию заключается, когда симптомы негативного поведения прошли, и клиент желает продолжить работу. Автономия - основная цель ТА. Автономность характеризуется высвобождением или восстановлением трёх человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности. Осознание - способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать мир вокруг без оценок, сравнений и обесценивания. Спонтанность предполагает наличие способности чувствовать непосредственно и выражать свои чувства прямо, а не в соответствии с тем, как человек был воспитан. Интимность - это способность поддерживать отношения с людьми без игры и манипуляций, осознанно, спонтанно и с любовью. Контракт на автономию включает в себя как психологическое консультирование, так и личную психотерапию. Выполнение контракта на автономию Эрик Берн рассматривал, как “достижение выздоровления” или “излечения”, выхода из кожи лягушки и возобновления прерванного развития принца или принцессы (Берн, 1966, ст. 290). Получение автономии и формирование интегрированного Взрослого позволяют достигнуть главной цели ТА - обрести жизненную позицию “Я благополучен - Ты благополучен”. В процессе психотерапевтического консультирования клиент формирует качества интегрированного Взрослого. Они напоминают детские и родительские качества, однако, их способ интеграции во Взрослое эго-состояние клиента отличается от контаминации. Свойственное детям обаяние и открытость, и этические качества, такие как, храбрость, искренность, надёжность, ответственность поддерживаются у клиента, и поощряются. В терапевтическом альянсе (раппорте, союзе) консультант (терапевт) дает поглаживания клиенту за проявление таких чувств и поступков. Трансакции терапевта, консультанта направлены ко всем трём эго-состояниям клиента. Он предлагает клиенту активизировать свои способности к объективной обработке данных, к творческому анализу Взрослого. Он приглашает Детское состояние к эмоциональной чувствительности, личной привлекательности. Чем для клиента, с нашей точки зрения, привлекательно ТА консультирование? Сильной стороной ТА является разработка языковой системы, которая позволяет терапевту и клиенту говорить на одном языке и не прятаться за неясные конструкты. Эта демистификация процесса консультирования является основой равных, партнерских отношений. Современное ТА консультирование включает в себя обязательные навыки “эмоциональной грамотности” Клода Стейнера. Умение просить, принимать, давать поглаживания является эффективным способом изменения экзистенциальных позиций клиента и активизации его ресурсов. Клиент, который владеет этими навыками, достигает больших результатов в консультативном процессе. Итак, современный Трансактный анализ имеет значительный багаж теоретических и практических средств для выполнения задач психологического консультирования.
|