Мы рекомендуем
Консультирование в концепции трансактного анализа при переживании горя |
Автор: Макарова Г. А. |
Консультирование людей, которые перенесли утрату - тяжелое испытание духовных сил и профессиональной компетентности (Кочюнас Р.1999). Смерть близкого человека - самая тяжелая утрата. Есть и другие потери, приносящие боль и страдания: развод, потеря работы, ограничения, связанные с возрастом, здоровьем, тяжелый ущерб, перемена места жительства. Наконец, потеря любимого животного. Конечно, они отличаются своей природой, однако вызывают сходные чувства утраты, горя и потери. Проживание горя, “работа скорби” - длительный процесс. Однако он имеет определенные закономерности. Этапы проживания горя: Это классические стадии проживания горя, которые используются в психотерапевтической работе в любой модальности. Рассмотрим работу в рамках ТА. Шок и оцепенение. Первая реакция на стресс - шок, оцепенение. Доминируют чувства удивления (“За что?”), смущение (“Почему я?”), обеспокоенность (“Что же делать?”), далее ранимость и чувство вины (“Всё ли я сделал для умершего?”). Продолжительность стадии может длиться от нескольких минут до нескольких лет. Доминирующие эго-состояние Адаптивный Ребенок, принимающий и подчиняющийся наказанию (каре, судьбе, року) и Критикующий Родитель, направленный на внутреннюю критику - “Ты это заслужил”. В нашем менталитете не принято ярко переживать и говорить о горе, потерях. Однако молчание затрудняет задачу восстановления. В психологическом альянсе с клиентом терапевт на этом этапе должен дать защиту и поглаживания клиенту за проявления чувств. Если это групповая работа, то основная цель заключается в установлении атмосферы безопасности и покоя. Каждый участник описывает свою утрату, которую он переживает в любых подробностях. Необходимо поощрять людей, называть имя умершего или получившего развод. Главная цель этого этапа - чтобы участники группы рассказали о своих проблемах и увидели, что их слушают и понимают. Хороший результат дают домашние задания. Например, написать и расклеить по дому листочки со словами поддержки:
Отрицание и отстранение. На второй стадии клиент проявляет раздражение, осуждение, злость, критику, язвительность, мстительность, неистовство. Доминирующее эго-состояние - негативный Критикующий Родитель, который обвиняет внешние обстоятельства, конкретных людей или весь несправедливый мир, систему, правительство. Бунтующий, мстительный Ребенок или отрицательный Адаптивный ребенок, также может проявляться в этой фазе переживания стресса. Всеми силами души пациент отвергает случившееся, не признавая реальность утраты, потери. Страх Ребенка перед смертью, порождает его веру в бессмертие, справедливость для себя и в свою избранность. Когда реальность утраты становиться частью жизни, то Ребенок начинает бунтовать. “Нет, этого не может быть!”. “Этого не могло произойти со мной”. У пациентов могут возникнуть стойкие убеждения или фантазии, что это недоразумение, что умерший жив, ожидания, что он вернется. А, затем злость, неистовая злость и острое чувство несправедливости. Терапевт создает условия в ходе терапии для отреагирования негативных эмоций клиента, используя гештальт-техники. Это возможность проявиться негативным эго-состояниям Родителя и Ребенка. Вместе с тем, начинается работа и по восстановлению. Как в индивидуальной, так и в групповой работе дается домашнее задание - написать письмо горю. Суть упражнения - персонификация утраты. Письмо начинается словами: “Дорогое горе”. Упражнение имеет продолжение, через занятие, когда письмо будет обсуждено с терапевтом или в группе, пишется ответ от имени горя. III этап. Признание и боль. Признание утраты важнейший шаг в восстановлении. Взрослое эго-состояние вновь берет бразды правления и полную ответственность за свои чувства. Когда клиент признает, что утрата реальна, то к нему возвращается часть утерянного баланса сил. Жизненная позиция возвращается к Я - ОКей. Однако, признание утраты приносит сильнейшую боль, и потому временами пациент испытывает чувство тоски, безысходности, безнадежности, загнанности в угол, беспомощности, разочарования. Это депрессивная установка с убеждениями - “Жизнь бесполезна”. На этом этапе важна психотерапевтическая помощь, особенно, если этап затянулся. У пациента могут возникнуть суицидальные мысли. Необходимо заключить суицидальный контракт. Выход из горя не происходит последовательно по стадиям, возможен возврат к уже пройденным. Особенно, остро пациент это ощущает, когда он почувствовал себя лучше, например, через полгода после утраты. Улучшился сон, аппетит, появился интерес к работе. И вдруг - знакомая мелодия, запах или человек, похожий на умершего, или новость, что бывший супруг женился. Боль с новой силой возрождается. Именно для таких случаев психолог совместно с клиентом формируют “аптечку скорой помощи”. Аптечка состоит не только из лекарств, это могут быть телефоны специалистов и близких людей, которые могут поддержать и выслушать. Необходимо получить от них заранее согласие. Текст терапевтического контракта. Адреса психотерапевтических групп поддержки. Талисманы, ароматические масла, кассеты с медитативной музыкой, фотографии детей, животных, которым необходима любовь пациента сейчас, в реальном мире. Карточки с текстами. IV этап. Принятие и возрождение. Вопрос “Почему?” не имеет ответа. Пациенту кажется несправедливым случившееся, ему хочется узнать причину. И есть иллюзия, что узнав причину ему станет легче. Однако, этого не происходит. Вопрос “Как?” указывает на то, что пациент признал реальность утраты. И теперь, психотерапевтическая работа направлена на формирование планов будущего клиента с доминирующей жизненной позицией Я - Ок. Восстановление возможно, если пациент осознает следующие факторы:
Время лечит - расхожая фраза, однако само время не лечит. Только эффективная работа по проживанию горя вылечит раны и позволит восстановить чувство равновесия. Удивительно, но и навыкам эффективного проживания горя можно и нужно научиться. Клиенты склоны использовать “нездоровые” пути выхода, особенно, если исчерпаны возможности справиться в одиночку. Стресс создает условия для ухода в сценарные паттерны, в психологические игры, в выполнения трагических родительских предписаний. Вот перечень симптомов: мысли о самоубийстве, суицид, депрессия; злоупотребление наркотиками, транквилизаторами, снотворным, алкоголем, кофеином, никотином, пищей, анарексия; психические расстройства, агрессия. Способ переживания горя зависимости от основной экзистенциальной, жизненной позиции и сценария пациента до травматического события. Тайби Кейлер описывал поведение человека в стрессовых ситуациях. Он связал жизненные позиции и сценарии с механизмами защит от разрушительного действия стресса. Кейлер считает, что проигрывание последовательностей дает клиенту возможность проживания своего сценария в миниатюре, минисценарий подкрепляет и усиливает основной сценарий пациента. Проживание горя возможно поступательно, через все стадии и с возвратов в прежнюю ОК позицию (Я+Т+). Такой тип характерен для удачников, для людей с проработанной личностью, с развитым Взрослым эго-состоянием, с автономией и спонтанностью, с большим запасом интимности. Горе, для такого человека, горнило, через которое он проходит закалившись и возродившись вновь в новом качестве. Горе используется им, как источник личностного роста. Не все пациенты имеют подарки от родителей в виде сценариев победителей. Длительные остановки, иногда, и на всю жизнь, могут возникать у пациентов со следующими жизненными сценариями. На позиции (1) Я-Т+ пациент испытывает саморазрушающее поведение, иногда, суицидальное. Основные мысли: “Умереть должен был я”. “Я во всем виноват”. “Я не могу без тебя, один”. Родительские предписания у таких пациентов трагические, они могут быть следующими: не живи, не делай, не будь значимым, не взрослей, не добивайся успеха, не будь здоровым, не принадлежи. Чаще сценарный паттерн - “Без любви”. Потеря любви, любящего человека, страх одиночества включают механизмы выполнения предписаний - не живи, не взрослей. Психотерапевтическая работа на первом этапе сводиться к заключению контракта с пациентом на позиции Взрослый-Взрослый. Это может быть контракт по социальному контролю за симптомом. Например, воздержаться от спиртного на время проведения терапии. Если ещё в детстве пациент решил, что легче обвинить других во всех бедах, то он быстро сместится в позицию (2), в позицию обвинителя с соответствующей жизненной установкой “Я+, Ты-”. При сценарном анализе у таких пациентов обычно родительские предписания: не чувствуй, не принадлежи, не сближайся, не будь собой и сценарии “Без радости”. В переживании горя у пациентов исключено эго-состояние Ребенка. Таким людям трудно эмоционально внешне проявить и отреагировать свои эмоции. Они не плачут, их поведение сдержано и мало эмоционально. Сильный человек, волевой характер, горе его не сломило - так обычно говорят о них. Однако Естественный Ребенок мстит за своё заточение психосоматическими заболеваниями. Работа с пациентами с безрадостными сценариями заключается в обучении их новым навыкам. Навыкам, позволяющим восстановить связь между “головой и телом”. “Что Вы чувствуете сейчас в теле?” - главный вопрос. Любые упражнения для активизации детского эго-состояния - “Новогодняя елка”, “Именины”, регресс в детство. Игровая терапия, сказкотерапия, психодраматические и гештальт техники - техники, пробуждающие Ребенка в пациенте, его детские переживания. От положительных эмоций, затем можно перейти и к отрицательным. Навыки цивилизованного выражения агрессии очень важны для пациентов с жизненными установками Я+Ты-. При трагических сценариях и родительских предписаниях “не чувствуй”, “не принадлежи” - убийство другого является сценарийной расплатой. Например, у женщины, потерявшей ребенка, расплатой будут постоянные выкидыши и аборты, оправдание которым она всегда найдет. Если позицию “Я-Ты-” (3) клиент выбрал ещё в раннем детстве, то при переживании горя он будет полагать, что весь мир и все люди в нем плохи, как и он сам. Если сценарий пациента банальный, то переживание горя будет восприниматься им, как препятствие к поставленным жизненным целям. Если сценарий трагичный, то скорей всего пациент попадет в психиатрическую клинику. Его родительские предписания - “не думай” и сценарий - “без ума”. Тезис - “Надежды нет. Ни ты, ни я не справились. Разум не нужен. Он не имеет смысла”. Игнорирование - фигура, которой уделяется основное внимание при терапии с такими пациентами. Игнорирование в ТА - это бессознательное искажение информации, связанной с решением проблемы. Процесс игнорирование всегда сопровождается пассивным поведением, которое направлено на сохранение проблемы, а не на её решение. При пассивном поведение клиент, в первую очередь, игнорирует свои собственные способности справиться с горем и действовать в создавшейся ситуации. Взрослый исключен из потока катексиса. Всю энергию клиент тратит на пассивное, неэффективное поведение. Работа с пациентами, которые при проживании горя проявляют игнорирование, сводиться к обнаружению пассивного поведения. Затем с помощью терапевта клиент осознает из позиции Взрослого области игнорирования и искажения реальности. При работе учитываются все варианты игнорирования, например, игнорирование проблемы, её значимости, возможности выбора, способности клиента решить проблему. Игры всегда основываются на игнорировании и искажении реальности. Например, “Почему бы Вам не перестать горевать, уже прошло так много лет? Да, но мы были так близки, что я не могу...”. “Почему бы Вам не вспомнить о своих детях, они живы и нуждаются в Вас?” “Да, но я не могу...”. Вознаграждением является оправдание пассивного поведения.
|