Мы рекомендуем
Лекция на симпозиуме по консультированию на Мировой конференции Tрансакционного Aнализа 2011 года |
Автор: Лизлотт Фассбинд |
Если мы не просто второсортные психотерапевты – то, кто мы? Я не буду отвечать вам на этот вопрос, а повторю его в конце моей речи. Прежде всего, я хотела бы поблагодарить вас за возможность поделиться своими мыслями о сложнейшей задаче личностного роста в области консультирования. Консультант всем своим сердцем, я счастлива представлять множество мужчин и женщин по всему миру, разделяющих мою любовь к консультированию, и, вероятно, прошедших через собственную борьбу в ходе формирования своей идентичности как консультантов. Сегодня я представлю вашему вниманию:
Я, девочка, родилась третьим ребенком в семье, спустя 11 лет после первенца – мальчика, и спустя семь лет после второго мальчика. Сколько я себя помню, я видела в братьях эталон того, что я должна знать, и того, что я должна уметь, чтобы быть благополучной; быть достойным ребенком. Я научилась определять себя как посредственную младшенькую, которая никогда не сможет стать столь же мудрой, как ее большие братья. Пользуясь метафорой Берна, я была принцессой, которая под влиянием других превращается в лягушку. Я боролась с такими контаминациями, как: - Чтобы быть ОК, я должна быть совершенной; я должна быть похожей на них. Несмотря на уверенность в собственной посредственности, по крайней мере, в одной сфере я демонстрировала недюжинные способности – в переопределении реальности с целью поддержки сценария (убеждение, что я глупая девочка). Каждый раз, сдавая очередной экзамен, а я сдала их достаточно много, я считала, что мне ужасно повезло, потому что по счастливому совпадению мне доставался знакомый вопрос. И, наконец, я была искренне поражена целенаправленными поглаживаниями, которые я получила в конце своего TEW. Все отмечали мою способность ясно мыслить. В этот момент я приняла новое решение. Я пообещала себе определенно освободиться от старой идентичности «глупышки» и признать себя талантливой женщиной, которой я являюсь. Вероятно, вы уже принялись гадать, зачем я рассказала вам эту историю – я полагаю, что сейчас самое время для нас, консультантов, освободиться от исторически-сложившихся моделей идентичности и определять себя на основании своих компетенций, а не на основании того, чего мы не делаем и чего нам не разрешено делать. Давайте взглянем на истоки ТА. Я хочу процитировать краткую историю ТА, изложенную на веб-сайте ITAA: В 1956 г. заявление Эрика Берна в Институт психоанализа Сан-Франциско «было отклонено с вердиктом, что он не готов, но, вероятно, через три-четыре года личного анализа и обучения, он сможет подать заявление повторно. Это отвержение побудило Эрика к действию, подстегнуло его давние амбиции дополнить психоанализ чем-то новым. Он начал работать с твердым намерением самостоятельно создать новый подход к психотерапии». Уже в 1950 г. Берн начал вести «вечерний семинар в Сан-Франциско по вторникам; он был зарегистрирован в феврале 1958 года как Семинары по социальной психиатрии Сан-Франциско. В 1964 году Берн и его коллеги по семинару в Сан-Франциско и Монтерее решили создать ассоциацию трансакционного анализа, назвав ее Международной Ассоциацией Трансакционного Анализа (ITAA), признавая факт растущего числа профессионалов в области Трансакционного Анализа за пределами США». Я перечитала первые выпуски Бюллетеня Трансакционного Анализа, из которых видно, что от всех участников семинаров требовалось иметь диплом психотерапевта или быть на пути к получению оного. Они могли стать клиническими или научными членами ITAA. В 1967 г. Клода Штайнера назначили председателем нового аттестационного комитета, в обязанности которого входило обсуждение проблем практикующих специалистов – непсихиатров и особых членов. С 1968 года стало возможно обращаться за статусом члена-клинициста, или члена в особой области. Если взглянуть на диаграмму группового имаго Берна, я предполагаю, что Берна можно поставить на место лидера, а первых участников Семинаров по социальной психиатрии в Сан-Франциско можно назвать уже определившимися со своей идентичностью, в то время как функции людей в «особых областях» еще должны были установиться. В отношении этого системного аспекта я допускаю, что процесс роста обязан был начаться. Первое упоминание о спецификации областей относится к 1984 г. Были выделены клиническая, организационная и образовательная области специализации. Консультантов, судя по всему, еще не существовало. Разве не симптоматично, что я не смогла отследить точную дату рождения области консультирования? Несмотря на отсутствие точной информации о происхождении нашей области, наши предшественники в ТА оставили нам богатое наследство. Выбор делать нам – мы можем пользоваться их наследством или сравнивать себя с ними, даже зацикливаться на борьбе во имя доказательства собственной значимости. Значимым шагом к формированию идентичности консультационной области стало определение рабочей группой ЕАТА ключевых компетенций консультанта в начале 1990-ых годов. Давайте взглянем на определение консультирования, данное EATA: Консультирование в Трансакционном Анализе – профессиональная деятельность в рамках контрактных отношений. Процесс консультирования позволяет клиентам или клиентским системам развивать осознание, варианты и навыки управления проблемами в ежедневной жизни посредством укрепления их сильных сторон и ресурсов. Цель – повышение автономности по отношению к их социальной, профессиональной и культурной среде. Вы все знакомы с определением ключевых консультационных компетенций EATA. Я бы хотела еще раз подчеркнуть мою любимую компетенцию - компетенцию номер 8. 8 ФОКУСИРОВАНИЕ НА РЕСУРСАХ Среди этих требований к компетенциям больше всего мне нравится одно, которое особенно влияет на мою Идентичность как консультанта. От нас требуется выявлять существующие ресурсы клиента. Я думаю, что это, действительно, наша ключевая особенность. Клиент может видеть в себе неудовлетворенные потребности, фрустрации или нарушения развития и, следовательно, воспринимать себя в позиции «минус-плюс», как человека, у которого нет ресурсов, чтобы решить жизненные проблемы. Если клиентка начинает видеть и ценить навыки, которые она сформировала при помощи своих стратегий совладания, она, вероятно, будет видеть себя и мир сквозь расширенные рамки восприятия. Осознание собственной компетентности не только позволяет клиентке решать задачи собственной жизни, оно также положительным образом изменяет ее идентичность. Я хотела бы использовать ось времени, чтобы проиллюстрировать богатство возможностей консультанта по усилению ресурсов клиента. Мы можем найти ресурсы на оси времени, на одном конце которой – время рождения клиента или даже его предков, а на другом – его смерть или даже видение того, что клиента ждет после смерти. Ресурсы настоящего Ресурсы прошлого Ресурсы будущего Каждый из этих ресурсов является настоящим сокровищем в нашей консультационной деятельности. Я хотела бы поделиться с вами недавним опытом работы с клиенткой. Давайте назовем ее госпожой A. История госпожи A Госпожа A – уникальная 85-летняя леди. Она художник и с 50 лет жила с мужем в Италии, пока ей не исполнилось 70. Я знала госпожу A с момента ее возвращения в Швейцарию, куда ей и ее мужу пришлось вернуться по причинам, связанным со здоровьем. За семь лет мы виделись с госпожой A около 5 раз, каждый раз на одну консультационную сессию. Последняя сессия была около года назад. Ее муж умер за два месяца до этого, и она пришла ко мне, поскольку, по ее словам, она не смогла попрощаться с мужем. Она злилась на себя за то, что принимала доминирование почившего супруга. Она ушла с сессии, сказав: «Спасибо, я поработаю над этим и вернусь, когда окажусь в тупике». Я не получала от нее вестей до недавнего времени, когда она записалась еще на одну сессию. Когда она приехала, она выглядела довольно изможденно. Она описывала чувство глубокой усталости, как физической, так и эмоциональной. Ее первые ресурсы – осознание своего неблагополучия и импульс изменить что-то. Она сказала: “Я достаточно долго чувствовала себя прекрасно, но недавно, просыпаясь по утрам, я стала думать: «почему я еще здесь?», - и каждый вечер, когда я ложусь спать, я спрашиваю себя: «Почему я еще здесь?» Она продолжала: «Я жду целый день; я жду, что пройдет время; я жду уборщицу; я жду службу доставки еды; я жду такси; я жду машину, которая отвезет меня в церковь воскресным утром, и меня уже тошнит от этого ожидания”. Мне нечего было сказать, кроме как выразить понимание, что ее уже «достало» это ожидание. Я начала рассматривать возможность терапии или обдумывания стратегии, которая могла бы помочь ей изменить простое ожидание на другой подход к своей жизни. Затем, не дожидаясь моей интервенции, она продолжила: «Я смотрела королевскую свадьбу по телевизору. Увидев Королеву, должно быть, мою ровесницу, я была удивлена, как царственно она шла по красной ковровой дорожке. Меня поразило, как грациозно она принимала почести, которые все, включая невесту и жениха, оказывали ей. Без всякого сомнения, казалось, что она заслужила чествование, даже несмотря на то, что на ней была не корона, а обычная шляпка». Это особый ресурс госпожи А: она смогла уловить значение важности телевизионного образа и связать его с собственной жизнью. Она продолжала: Наконец, когда мои дети и приемные дети выросли, мы иммигрировали в Италию, остановившись неподалеку от монастыря для отшельников, где мой муж жил своей интеллектуально-духовной жизнью, а мне приходилось восстанавливаться после очень тяжелой аварии. Здесь, наконец-то, я смогла открыть в себе творческие способности и жить ими, но, когда я успешно написала несколько картин, нам пришлось вернуться в Швейцарию из-за здоровья. Так что мне пришлось сосредоточить энергию на нашей ежедневной жизни. Я думала, что мой долг – ухаживать за ним, ибо его здоровье пошатнулось, и я вновь ощутила себя подавленной. Когда он умер, моя энергия была уже растрачена». В этот момент госпожа А остановилась и сказала: Как жаль, что у меня не было и капли царственности в жизни. Госпожа A смогла использовать свое Взрослое эго-состояние, чтобы отличить проживаемую реальность от видения. Госпожа A видит и ценит боль прошлого. Она берет ответственность за свою роль в страдании, признавая, что, вероятно, у нее были альтернативы, которые она в свое время не использовала. Я пригласила ее пофантазировать, что изменилось бы, если бы она начала жить чуть-чуть более царственно с этого момента. Немного подумав, она начала моделировать свою жизнь, если бы она была королевой. Она сказала: - «Проснувшись, я бы думала – я живу, Господи, спасибо Тебе за это». На основе такого видения новой жизни она начала исследовать свои телесные реакции, эмоции и новую позицию. Нейробиологи, например, Бауэр и другие, говорят нам, что и на воображаемое действие, и на реальное мозг реагирует одинаково. Потратив какое-то время, чтобы создать яркий образ своей новой королевской жизни, госпожа А дала мозгу новые стимулы, которые сформировали новый паттерн мозговой активности. Чем больше она переживала свои телесные реакции, которые были частично приятными, а частично пугающими или незнакомыми, тем больше она задействовала свою лимбическую систему и связан ные поля коры головного мозга. Она дала своему телу, нервной системе и мозгу достаточно времени на адаптацию, и таким образом, в конце концов, пришла к новому внутреннему восприятию, в котором было место и для образ королевы в ней самой. Время, потраченное ею на фантазирование и наблюдение за телесными реакциями, было потрачено не зря, поскольку осознание и изменение происходят, только если активируется достаточное число связанных полей коры головного мозга. Госпожа A решила прекратить ждать и незамедлительно начать жить королевской жизнью. Надевая шляпку, она сказала: «Моя шляпка больше не будет скрывать мои редкие волосы, а явится символом моего нового королевского величия». Она вышла из кабинета, опираясь на те же костыли, которые использовала раньше, но они перестали быть инструментами, поддерживающими ее тело, а стали инструментами сохранения прямой осанки и позы. С озорной улыбкой она сказала: «Если я действительно справилась с этим, вы больше обо мне не услышите, но если мне понадобятся еще какие-то наставления, я вернусь». Через несколько недель, я получила открытку от этой дамы. Она купила новую шляпку! Пример этой дамы удивительным образом учит нас, как можно использовать видение будущего, чтобы усилить качество жизни в настоящем, а, кроме того, как ценить прошлое, включая его боль и навыки, необходимые, чтобы справляться с ней. Я последую примеру это чудесной женщины и надену шляпку консультанта не для того, чтобы скрыть какие-то недостатки, но как символ моей автономной позиции по отношению ко всем четырем областям ТА и по отношению ко всем человеческим существам. И я повторю свой вопрос: Если мы не просто второсортные психотерапевты – то, кто мы? Спасибо за внимание.
Berne Principles of Group Treatment 1966
Источник: |