В групповой психологической работе с участниками образовательного процесса наиболее эффективными для коррекции взаимоотношений и личности с нашей точки зрения являются игровые методы. Это связано с тем, что обучение через игровую деятельность, в которой на первом месте стоит действие, а мыслительные процессы стимулируются полученным новым опытом проживания, в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям детей. В то же время другие методы и обучения и сопровождения, в которых познавательный цикл начинается с подачи информации на рациональном уровне, используются чаще, что создает дисбаланс в сторону когнитивно-рациональных подходов, опирающихся на понятийное мышление.
Такие направления групповой работы как психодрама и транзактный анализ (ТА) широко используют ролевое проигрывание в своем практическом подходе.
Авторы этой статьи сначала использовали каждый отдельно психодраму и ТА. Но практика использования в психодраме подходов ТА и в транзактном анализе техник психодрамы создает дополнительные ресурсы для психологической помощи и решения личностных проблем и проблем развития учащихся. Поэтому авторы решили провести анализ сходства и различия теории психодрамы и ТА и найти точки соприкосновения этих двух теорий для лучшего понимания принципов их совмещения.
Исторически эти два направления подпитывались друг от друга, так как разработка психодрамы и ТА (их создателями были Джекобо Морено и Эрик Берн) проходила в один и тот же исторический период. Как пишет библиограф Рене Ф. Марино, в 1942 году в Институте социометрии в Нью-Йорке, который организовал Морено, собирались профессионалы разных специальностей и «в собраниях, проходивших по пятницам, принимали участие, например, Фриц Перлс, Фулкс и Эрик Берн.» [8, c. 15]. А известная немецкая психодраматистка Грете Лейц отмечает, что эти занятия влияли на включение участниками встреч ролевой игры в свои методы, и она считает, что под влиянием этих встреч и Эрик Берн отвел разработанным им трансактным играм важное место в своей теории[6].
Э. Берн так видит сильные стороны психодрамы: «В психодраме можно воспроизвести тяжкие эмоциональные потрясения, что дает субъекту возможность полностью выразить свои чувства и осознать, таким образом, свои накопившиеся страхи и провинности.»[2, c.279].
Рассматривая теорию психодрамы и теорию ТА, надо сразу обратить внимание на то, что понятия, которые ввели Морено и Берн в свои концепции, очень близки: это – игра, спонтанность, креативность, взаимодействие, и др., У них также близки некоторые практические подходы в психотерапевтической работе. Представим в таблице аспекты сходства и различия этих двух подходов.
Таблица 1
Сравнение концепций психодрамы и транзактного анализа
|
Направление
|
Психодрама
|
Транзактный анализ
|
1.
|
Цель терапии:
|
Пробуждение спонтанности, которая выражается в акте творчества, то есть проявлении некой модели поведения в ситуации "здесь и сейчас" Киппер Д. [4, с.12]. Морено также связывал спонтанность и психическое здоровья. Отсутствие спонтанности означало для него эмоциональное нездоровье, следовательно, цель психотерапии - "обучение спонтанности"[4].
|
Формирование автономной личности. При этом автономность определяется через три способности - осознания, спонтанности и интимности [9]. (По определению Берна автономность характеризуется высвобождением или восстановлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности.)
|
|
Направление
|
Психодрама
|
Транзактный анализ
|
2.
|
Определение спонтанности
|
«Спонтанность — ключевое понятие в теории Морено — не означает рефлекторного действия, отсутствия контроля и необдуманности. В психодраматическом смысле спонтанность предполагает способность движения в заданном направлении, а, следовательно, она не чужда контроля над собой» [4].
|
Под спонтанностью понимается способность выбирать из всего возможного диапазона чувств, мыслей и поведения [9].
|
3.
|
Задачи /этапы
|
1. Облегчить проявление скрытых чувств
2. Обеспечить достижение инсайта
3. Помочь клиенту создать новые и более эффективные формы поведения
4. Раскрыть неисследованные возможности разрешения конфликтов
|
1. Прояснить проблему
2. Сформулировать желаемый результат
3. Развивать понимание механизмов личного сценарного поведения
4. Подвести к переоценке ранних решений и принятию новых решений
5. Закрепить новые формы поведения через практику
|
Авторы статьи не претендуют на то, что ими рассмотрены все важные элементы ТА и психодрамы. Тем не менее, весьма вдохновляет определенное сходство в целях терапии ТА и психодрамы.
Одно из направлений ТА - школа перерешения Б. и М. Гулдингов - с точки зрения авторов наиболее близка к методу психодрамы. Мы решили провести сравнительный анализ этих двух технологий, как для развития понимания как специфики, так и элементов общности между психодрамой и школой Гулдингов в ТА. Результаты анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сходство и различия метода перерешения в тразактном анализе и психодраме
|
Описание методов на разных этапах реализации
|
Сходство
|
Отличия
|
|
Психодрама
|
Школа перерешения в ТА
|
1. Стадия разогрева/ подготовительный этап
|
«Раскрытие» участников группы и протагониста поддерживается за счет «разминочных техник».
|
«Раскрытие» участников группы и/или клиента обеспечивается за счет фокуса на создании безопасной атмосферы, средствами контрактирования, правил, защиты, учета динамики группы.
|
Признается важность создания условий для возможности «самораскрытия» или аутентичности в работе над проблемами.
|
В ТА работа над групповым контрактом предоставляет возможность заявить членам группы о своих индивидуальных запросах, касающихся их безопасности в группе.
|
2. Стадия действия
Уточнение проблемы и желаемого результата
|
В сравнении с ТА-моделью возможно более размытое представление о результате или отсутствие позитивно-сформулированного представления о результате.
|
Фокус на контрактировании с клиентом относительно результата, который он хочет достичь с уточнением желаемых изменений в трех сферах- чувства, мышление, поведение
|
«Разыгрыванию» действия в обеих направлениях предшествует обсуждение и уточнение проблемы с клиентом.
|
Ясный контракт в большей степени гарантирует результат. Но он требует большей подготовленности клиента. Также для клиентов с запретом «не чувствуй свои потребности» возможно будет более подходящей психодрама, не требующая скрупулезно составленного контракта.
|
3. Выбор протагониста. Используемые технологии выбора.
|
Используется в сеансе одна из перечисленных:
А) решает психодраматург, исходя из своих критериев (время, необходимое для проработки, важность, и т.п.)
Б) решает группа «голосованием», чья проблема для нее более важна
В) выбор осуществляется через дискуссию участников группы, желающими на стать протагонистами.
|
Используются одновременно:
А) учет готовности клиента (явное выражение желания сделать работу сейчас)
Б) использование правил группы, обеспечивающих минимизацию соревновательных процессов при установлении очередности клиентов.
|
Имеются рекомендуемые правила по выбору протагониста или процедура.
|
Техника ТА -более защищающая, т. к. в случае Б «невыбранные» клиенты могут переживать, что они и их проблемы не значимы для группы, и – в случае «В» - дискуссия актуализирует проблематику, всем «потенциальным протагонистам» остаются с актуализированной проблематикой.
|
4. Инсценирование и его особенности
|
Инсценирование используется для разнообразного, широкого круга интрапсихических и межличностных проблем.
|
Инсценирование используется преимущественно для работы с «тупиками» (1,2,3 степени) [3], изображаемые элементы сцены отображают первичную сцену формирования тупика, или условия формирования тупика, или значимые фигуры или символы, на которые проецируется содержание тупика.
|
В обоих направлениях используется «инсценирование» проблемы, для стимулирования выражения клиентом
чувств, рефлексирования и стимулирования инсайта в области, где содержится проблема.
|
|
5. Особенности диалога
|
Используется диалог реальных лиц и практически любых элементов личности клиента
|
Используется «диалог» «реальных» лиц, эго-состояний, ролей, потребностей.
|
Общее: Использование «экстериоризации» - вынесения вовне внутреннего диалога.
|
Психодрама здесь более креативна и допускает включение разнообразных элементов проблемы, гипотезы о которых выдвигаются в процессе работы.
|
6. Ожидаемые изменения клиента
|
1) Катарсис
2) Инсайт (понимание)
3) Новые способы поведения, расширение ролевого репертуара [1].
|
Катарсис или выражение чувств рассматривается как необходимый, но промежуточный этап на пути к перерешению, так как невыраженные
чувства, считается, блокируют возможность
перерешения. Перерешение ведет к расширению выборов в поведении.
|
Общие понятия; выражение чувств, понимание проблемы, новые способы поведения.
Так как новые способы поведения не могут сформироваться без перерешения, можно предположить, что они являются. «скрытой, неучтенной фазой», проживаемой клиентом в психодраматизации проблемы.
|
В ТА дополнительно используется концепция рэкетных и аутентичных чувств. ТА-аналитик диагностирует и приглашает клиента от рэкетных чувств к аутентичным, поскольку выражение рэкетных чувств не ведет к катарсису.
|
7. Необходимость работы с первичной сценой
|
По мнению Морено, истинная суть вещей (событий) раскрывается, лишь когда они оказываются в своем первоначальном контексте. Изменение контекста меняет содержание вещей. [4,с. 12].
|
В школе перерешения признается важность найти «первичную сцену» и стимулировать перерешение клиента, принятое им в тот момент.
|
Важность контекста
|
В школе перерешения представление о «первичном контексте» более узко. Каждый подход имеет преимущества и недостатки. Преимущества «работают», если способ выбора «первоначального контекста» осуществляется в зависимости от специфики случая.
|
8. Конкретность
|
«Весьма существенно, чтобы информация, представленная во время сеанса ролевых игр как терапевтом, так и пациентами, носила конкретный характер.» [4, с. 22].
|
Аналогичное требование в ТА и школе перерешения.
|
Совпадение в методе работы.
|
Нет
|
9. Временные смещения
|
Прошлое или будущее привносится в настоящее.
|
Символически, клиент «перемещается» во времени.
|
Проговаривание протагонистом- клиентом событий в настоящем времени.
|
Нет
|
10. Факторы, используемые для инсценирования проблемной ситуации,или проблемы
|
Ситуация действия создается за счет сцены, элементы личности «моделируют» участники группы и/или сам протагонист.
|
Воображаемая ситуация действия может создаваться 1) с помощью участников группы, 2) самим клиентом (с помощью переходов со стула на стул,
1) в воображении клиентом
|
Создание ситуации действия, связанной с излагаемой клиентом (протагонистом) проблемой.
|
|
11. Использование "Фокусировки"
|
«Терапия посредством клинических ролевых игр использует выборочное усиление (фокусировку)»[4].
|
В терапии перерешения терапевтом может использоваться метод «фокусировки» раннего решения, чтобы стимулировать клиента к перерешению.
|
Методический подход совпадает.
|
|
12. Важность выражения чувств для исцеления
|
«Инсайт сам по себе обычно не исцеляет. Исцеление происходит, когда эмоции выплеснуты и приняты»[7, с.269]
|
Считается, что не выраженные в первичной сцене чувства блокируют перерешения, поэтому необходимо выражение чувств.
|
Концептуальный подход совпадает.
|
Нет
|
13. Ритуал входа и выхода из роли
|
Психодраматистом регулируется и прослеживается выход участников из игранных ими ролей
А) с помощью психодраматических приемов (теперь ты не…. А ты…….)
Б) выхода со сцены.
|
Терапевтом регулируется выход клиента из ролей
а) с помощью завершения диалога на «исходном» стуле
б) прощания с воображаемыми фигурами
в) удаления со «сцены» условий и предметов воображаемой ситуации
г) выведение клиента из «перемещения во времени» с использованием элементов внушения.
|
Оба метода признают важность «завершения конов», то есть выхода индивидуумов из игранных ими ролей и из сцены».
|
Различия в ритуале принципиального значения не имеют
|
14. Завершающая стадия /шеринг
Защита клиента
|
Защита через правило: В течение «шеринга» участникам держать фокус на личном опыте (говорить о себе, а не о протагонисте) [7].
|
Защита поддерживается с помощью группового контракта, установленного в начале работы (Я высказывания, не делать оценочных суждений и т.п.).
|
Учитывается важность специфичной защиты клиента – протагониста в течение шеринга.
|
Одно и то же явление описано в разной терминологии.
|
15. Обязательность шеринга – обратной групповой связи
|
«Шеринг» проводится в обязательном порядке
|
Допускается «пропуск» шеринга по просьбе работавшего клиента (протагониста), если он не готов слушать.
|
Признается важность «шеринга» - обратной связи, допускаются исключения.
|
В ТА допускаются исключения.
|
В результате проведенного теоретического исследования, авторы сделали вывод, что Транзактный анализ в лице школы Гулдингов и психодрама совместимы, хотя и нуждаются в проработке, доработке условий технической совместимости процедур в конкретных случаях работы. Совместимость этих двух направлений обеспечивается высоким уровнем сходства как философских и теоретических позиций, так и сходством процедурных этапов.
Наряду со сходством имеются и различия, формирующие специфичность метода, так как методы школы перерешения Гулдингов не идентичны полностью методу, процедуре психодрамы, равно как и психодрама - школе Гулдингов.
Однако имеющиеся моменты сходства позволяют в практической работе использовать методы психодрамы с трансактным анализом.
Приведем практические примеры совмещения ТА и техник психодрамы в образовательном процессе, применявшиеся авторами.
1) Ролевое проигрывание использовалось в рамках программы адаптации учащихся 5 классов, в форме игры «Педагогический Совет», где дети играли учителей, выставляющих итоговые оценки. Игра помогала учащимся понять мотивацию учителей при выставлении оценок, что способствовало адаптации. При построении и коррекции транзакций между участниками применялось транзактноаналитическое понимание эффективных и неэффективных транзакций [9].
2) Дети в аналогичной ролевой игре разрабатывали правила школы, как из роли учащихся, так и из роли учителя, что способствовало принятию школьных правил. Использовалась концепция контракта, и сбалансированность школьных правил, разрабатываемых участниками, рассматривалась с точки зрения их ответа на психологические потребности по Э.Берну, с точки зрения сбалансированности вклада участников, а также с точки зрения концепции трехстороннего контракта Фаниты Инглиш [11].
В обоих случаях проигрывание проводилось как психодраматическая техника обмена ролями, техника принятия роли, техника монолог, диалог, двойник, использовались и транзактноаналитические концепии. Концепции транзактного анализа использовались в этих случаях также для концептуализаци понимания процесса ролевой игры и получаемого результата. В частности, понималось, что «игровое» обсуждение правил между участниками образовательного процесса будет стимулировать формирование эго-состояния Взрослого и личностной автономности и способствовать принятию ответственности. Элементы коррекции включали помощь ребенку, испытывающему трудности говорить из роли учителя, в переходе в эго-состояние Взрослого в рамках структурной модели Эго-состояний и в эго-состояние Родителя в описании через функциональную модель [9], через психодраматическую технику двойника. Роль двойника в данном случае исполнял ведущий занятия.
Мы бы хотели выразить свое согласие с выводом, сделанным Жеральдом Кори в его работе «Теория и практика группового консультирования» - «лично я приветствую интеграцию ТА-понятий и практики с гештальт-терапией и техниками психодрамы». И далее: «Понятия ТА могут быть перенесены в жизнь благодаря использованию методов, характерных для психодрамы...» [2, c.449].
В заключении авторы хотели бы отметить, что представленные в статье ролевые проигрывания требуют высокой точности, как по процедуре проведения, так и по пониманию процесса, поэтому для их применения необходимо соответствующее обучение психодраме или ТА.
Литература:
- Алешин В.Н. Психодрама как инновационный метод обучения. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, СПбАППО, 2009.
- Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – СПб, Издательство международного фонда истории науки, 1991
- Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. Теория и практика. Москва. Независимая фирма «Класс» 1997.
- Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М Независимая фирма «класс», 1993
- Кори Джеральд .Теория и практика группового консультирования.-М, Эксмо,2003
- Лейц Грете, Сыграть свою жизнь на сцене. – М, Академический проект, 2008.
- Морено, З. Т. Психодрама: ролевая теория и концепция социального атома.// Эволюция психотерапии. Экзистенциально-гуманиcтическая психотерапия./ Пер. с англ. – М, Независимая фирма «Класс» , 1998
- Рене Ф. Марино. История доктора Джей л. Морено – создателя психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. – М, издательство «Класс», 2001
- Стюарт Ян, Джойнс Вэнн. Современный транзактный анализ. Социально-психологический центр, Санкт-Петербург, 1996
- Сб. Технологии коммуникации в транзактном анализе. Авторы-составители: Соковнина М.С., Соболева Е.С. –СПб, Издательство «ОМ-Пресс»,2006.
- Инглиш Ф. Трехсторонний контракт. Пер. С нем. Соковниной М.С.В сб. Технологии коммуникации в транзактном анализе. Авторы-составители: Соковнина М.С., Соболева Е.С. –СПб, Издательство «ОМ-Пресс»,2006. С.16-17
- Robert Goulding, M.D. Mary Goulding, M.S. W. Injunctions, decisions, and redecisions Trans. An. J., 6:1, January 1976 p.41-48
Опубликовано в: XVI международная научно-практическая конференция «Служба практической психологии в системе образования»: сборник материалов / Под общ. ред. Шингаева С. М. — СПб.: СПбАППО, 2012. — с. 316-325
|