Мы рекомендуем
Когда разговор о потребностях и обидах не работает |
Автор: Доктор Стивен Карпман (Stephen B. Karpman, M.D.) |
Открытое обсуждение личных потребностей и обид, между любящими партнерами, способствует близости, устраняя заторы из подозрений и тяжелых чувств. «Игровое» обсуждение потребностей и обид может мешать близости добавляя новые блоки фрустрации и возмущения. Обсуждение проблем требует честного разговора и ясного контракта. Два вида таких контрактов это контракт об обязательствах и контракт о принятии. Контракт об обязательствах предполагает обязательство поддерживать «отношения», в которых возникающие проблемы выносятся на обсуждение и решаются, для достижения более глубокого партнерства. В соответствие с контрактом о принятии, друзья, любовники или партнеры принимают друг друга такими, как есть, не заставляя меняться или делать того, чего бы им не хотелось. Контракт может быть негласным, как между друзьями и партнерами или озвученным между любовниками. В случае контракта о принятии, трудности возникают, когда заходит разговор об обязательствах. В случае контракта об обязательствах, во время открытого обсуждения возникают трудности, если вклиниваются сценарные проблемы. Например, сценарное убеждение индивида с оральным характером «я никогда не получу всего, что мне нужно» или «я всегда отдаю больше, чем получаю» может проявиться в представлении себя жертвой и инициации обсуждения из позиции Жертвы в драматическом треугольнике. Это знаменует начало игры и предотвращает открытое обсуждение: В игре первой степени Жертва сообщает Преследователю о своих обидах, а Спасателю о потребностях (Рис. 1) Партнер может проглядеть крючки и ответить прямо или «заглотить наживку». Рис. 1 В игре второй степени (мягкой) Жертва, обвиняя Преследователя и предъявляя требования Спасателю, распаляется и затевает битву. Партнер может принять поражение и отступить в позицию Жертвы, а обвинитель/требователь станет новым Преследователем. В игре второй степени (жесткой) неудовлетворенная Жертва напрочь «отучив» (с помощью поведенческого обусловливания) партнера давать поддержку, слушать и говорить обвиняет его/её в отсутствии стремления давать поддержку, нежелании слушать и говорить.
Игры продолжаются, до тех пор, пока оба партнера отыгрывают взаимодополняющие части сценария и получают свой выигрыш от обмена транзакциями. Другие самоповреждающие способы осуществления переговоров об обидах и потребностям могут быть проанализированы с помощью Т.А. Затрагивая проблемы соответсвующие сценарным драйверам, можно вызвать драйверное поведение у другого, что снизит вероятность эффективного слушания. Личность с драйвером «спеши, торопись» может настаивать на преждевременном взятии обязательств в самом начале новых отношений. Человека с драйвером «старайся, пытайся» может затянуть в Коммуникационную петлю назойливого неудачника (Нетерпеливый - неотступный - надоедливый; или Тяжелый - торопливый - болтливый; и т.д) другая личность в Коммуникационной петле избегающего близости неудачника (Снисходительный - внезапный - скрытный - уклончивый). Относительно шкалы способов структурирования времени, один из партнеров может желать слишком много «экшена» в зоне игры – интимность, а другому может требоваться слишком много «личного времени» в зоне уединение –ритуалы. ... За преждевременным разрывом контракта принятия могут стоять похожие сценарные причины, а также иллюзия (кто даёт, кто нет, и достаточно ли) и ноющая сценарная «магнитофонная запись» («Ты никогда не получишь достаточно») Всё это создает искаженное восприятие того, что происходит в действительности. Возникающая, как следствие, тревога ведёт к рэкетным чувствам, мешающих обсуждению потребностей и обид, что уменьшает возможность безопасного и открытого обсуждения, которое могло бы развеять обиды и найти способы удовлетворения потребностей. Начинать открытое обсужение потребностей и обид следует в прямом диалоге Взрослый — Взрослый под присмотром Заботливого Родителя. Помощью в этом послужит соглашение заключить пять контрактов доверия (Karpman, B.E.B.S. 1:3 Sept. 1979), в частности «контракт открытости» с его тремя правилами открытости:
Каждое из которых требует определенных навыков, которые можно развить. Избегание шести верных способов начать ссору (Karpman, B.E.B.S. 1:4 Dec. 1979) также поможет поделиться чувствами.
|