Мы рекомендуем
Модель воспитания родителей, основанная на трансактном анализе |
Автор: Горячев М.Д. и др. |
Трансактный анализ - это психологическая теория, касающаяся взаимовлияния и взаимоотношений между людьми, которая рассматривает развитие личности в социальном окружении. Основы данного направления разработал Эрик Берн, по мнению которого жизнь - это борьба между двумя противоположными силами: с одной стороны, человек стремится к близости с другим человеком, но с другой стороны, психические и биологические факторы препятствуют проявлениям у взрослого человека чисто детской непосредственной близости. Теорию трансактного анализа применяли в воспитании родителей такие ученые, как М.Джеймс и Д.Джонгвард. Философское развитие моделиСогласно теории трансактного анализа, личность каждого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состоянием "Я", собственным состоянием. Это способ восприятия действительности, анализа получаемой информации и одновременно реакция индивидуума на эту действительность. Человек может ощущать, оценивать действительность и вести себя в различных ситуациях тремя способами: по-детски, по-взрослому, по-родительски. "Ребенок" в личности - это спонтанность, творчество и интуиция. С этим связаны биологические потребности и основные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, поскольку в ней представлено все самое естественное в человеке. "Взрослый" в личности действует последовательно. Свойствами этого начала, этой части человеческой личности являются систематические наблюдения, рациональность и объективность, следование законам логики. В развитии личности индивидуума с областью "взрослого" связано все сознательное: начиная с развития сенсорно-моторного уровня восприятия и продвигаясь к формальному, абстрактному мышлению. Положение "родителя" в личности человека по своей структуре соответствует категории superego в теории личности З.Фрейда. Она включает в себя приобретенные нормы поведения, привычки и ценности. Согласно этой теории, поведение авторитетных людей в социальном окружении учит определенным нормам поведения и способам действия личность, которая воспринимает их через свою "родительскую" часть. Все три начала в личности человека развиваются постепенно и во взаимодействии с окружающей социальной средой. - все люди рождаются счастливыми, но в жизни они могут научиться испытывать не только это; Задачи воспитания родителей, основанные на модели трансактного анализа, коротко можно определить так: научить оперировать понятиями трансактного анализа при рассмотрении своего поведения или взаимоотношений в семье. Модель учит родителей находить общий язык с детьми, лучше доводить до их сознания собственные нужды и понимать запросы ребенка. По данной теории, во взаимоотношениях между людьми существует три основных типа коммуникации: Родителей учат анализировать взаимоотношения в семье с помощью таких основных понятий. Это делается с целью научить взрослых общаться и замечать перекрестные и скрытые трансакции там, где они есть. Основные понятия трансактного анализа и технику их применения может освоить и ребенок, что дает возможность всей семьей познавать и понимать себя творчески, т.е. основная задача воспитания родителей - научить членов семьи взаимным компромиссам и умению пользоваться ими в других социальных сферах. В модели, основанной на трансактном анализе, постоянно подчеркивается, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями. Результаты такого качественного изменения не заставят себя долго ждать. Так что "лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям" (Т.Харрис). Трансактный анализ как бы подчеркивает возможность изменения: "Человек меняется по мере того, как его взрослый берет бразды правления в свои руки" (Т.Харрис). Весь образ жизни семьи может измениться в результате применения методов трансактного анализа.
Источник: |