Мы рекомендуем
Интегративная система в психотерапии на основе инициатического анализа и трансактного анализа |
Автор: Яценко В. И. | ||||||||||||||||||||||||||||||
В мультимодальной системной российской психотерапии применяется интегративный подход, который дает возможность наряду с развитием отдельных методов психотерапии создавать интегративные системы, объединяющие в себе достижения нескольких методов. В этой статье рассматриваются возможности создания интегративной системы в психотерапии на основе интеграции двух модальностей психотерапии: классического трансактного анализа (в представлении проф. В.В.Макарова) и инициатического анализа, применяемого в инициатической психотерапии. Каждый из этих видов анализа имеет свою теорию личности и системную психотерапию с целью развития и изменения личности. В этих модальностях психотерапии используется принцип открытой коммуникации, согласно которому психотерапевт и пациент говорят на простом языке, обычными словами без применения специальных терминов. Это значит, что литература по трансактному и инициатическому анализу может быть использована клиентом для самостоятельного изучения теории. Эти знания клиента способствуют повышению эффективности применяемой системной психотерапии. Рассмотрим структурный анализ личности в инициатическом анализе. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ В ИНИЦИАТИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕВ инициатическом анализе личность человека изучают как пятикомпонентную структуру. Такая структура личности включает в себя пять взаимодополняющих составляющих психики человека, пять субличностей: Субличность Единства (СЕ), Субличность Выбора Пути (СВП), Субличность Содержания (СС), Субличность Формы (СФ) и Субличность Трансформации (СТ). Опишем кратко свойства субличностей. Характеристика субличностей Субличность Единства (СЕ) развивает способности человека осознавать все явления жизни в Единстве на основе принципа дополнения. СЕ помогает человеку осознать возможности более продуктивного наполнения своего жизненного пути. Благодаря СЕ, человек осознает свою неповторимость, уникальность, осознает свое предназначение в жизни. Субличность Единства дает человеку реальную возможность осознать неосознаваемый план жизни, жизненный сценарий. Такое осознание обычно ведет к желанию изменить свой жизненный сценарий или выйти из сценария и жить, принимая автономные решения. Чем больше принимает человек автономных решений, тем более он свободен от своего сценария. Субличность Выбора Пути (СВП) определяет способность человека самостоятельно принимать правильные решения и эффективно выбирать путь в той или иной жизненной ситуации. СВП дает возможность человеку не связывать себя жесткими шаблонами поведения и поступать в соответствии с изменившимися обстоятельствами. Когда субличность Выбора Пути блокирована и не функционирует, это приводит к блокировке субличности Единства. Человек не способен осознать изменяющийся мир. Ему комфортнее мысленно жить в прошлом. Человек не способен координировать взаимодействие субличностей Содержания, Формы и Трансформации. Эти субличности проявляют себя спонтанно и хаотично. СВП не развивается, когда за человека все решения принимают другие. Субличность Содержания (СС) отражает способность человека правильно понимать содержание, суть явлений жизни. В случае полного преобладания субличности Содержания, когда четыре других субличности полностью заблокированы, человек становится чувственным, радостным, беззаботным. Он живет и действует бездумно и безответственно. У субличности Содержания отсутствует социальная адаптация, нет навыков логического мышления, отсутствует умение применять форму, соответствующую ситуации. Через субличность Содержания у человека активно проявляется творческое начало, нестандартное мышление. Субличность Формы (СФ) развивает у человека умение работать с формой, выбирать форму, которая наиболее адекватна ситуации. Это и умение работать со словом, и формирование родительских правил поведения и умение поддерживать свое здоровье в такой форме, которая выгодна в той или иной ситуации и т.д. СФ ответственна за автоматические решения и действия, готовые формы поведения, когда не нужно или нет времени думать. У этой субличности есть мнения и шаблонные решения (Формы) на все случаи жизни. Эти мнения и решения построены на основе рациональности, практичности, прагматичности поведения человека. Субличность Трансформации (СТ) дает возможность человеку трансформировать, преобразить то, что мешает ему на жизненном пути. СТ в значительной мере способствует изменению фиксированной эмоциональной установки при перевоспитании человека. При дисгармоничном развитии личности Субличность Трансформации часто проявляет себя как Субличность Деструкции (СД). Субличность Деструкции привносит в жизнь человека разрушения, проблемы и трудности, которые человек не предвидит. СД может сформировать у человека склонность к саморазрушающему поведению: курению, злоупотреблению алкоголем, наркотиками. Активизация СД способствует появлению депрессии, неврозов, нарушений характера. СД создает соблазн человеку, усиливает стремление человека к сиюминутным удовольствиям. СД часто усиливает стремление человека или к проявлению чувства превосходства в межличностных отношениях, к осуждению и унижению других людей или к формированию заниженной самооценки. Графическое представление взаимодействия субличностей Взаимодействие указанных пяти субличностей для наглядности можно представить графически как тетраэдрную структуру, показанную на Рис.1: СЕ - в виде сферы, а СВП, СС, СФ и СТ как вершины правильной треугольной пирамиды - тетраэдра, вписанного в эту сферу. В связи с удобством использования такого графического представления пятикомпонентной структуры личности человека при описании свойств личности далее будем применять термин “Тетраэдрная структура личности человека”. Тетраэдрная структура личности позволяет описать душевную и духовную жизнь человека. На Рис.1 основание тетраэдра, треугольник СС-СФ-СТ, показывает взаимодействие трех субличностей: Содержания, Формы и Трансформации. Именно эти субличности в основном определяют душевную жизнь человека, его социально адаптированную деятельность в обществе. В связи с этим назовем основание тетраэдра “социальной плоскостью”. Духовная жизнь человека в сильной степени зависит от развития субличностей Единства и Выбора Пути. На Рис.1 они обозначены соответственно сферой и верхней точкой тетраэдра. Рис. 1. Тетраэдрная структура личности человека.
Обозначения: СЕ - Субличность Единства; СВП - Субличность Выбора Пути; СС - Субличность Содержания; СФ - Субличность Формы; СТ -Субличность Трансформации. Современная российская психотерапия строится на основе синтеза двух великих ментальных систем: психотерапии Запада и духовных практик Востока. Психотерапия Запада изучает, в основном, душевную жизнь человека, его социальную адаптацию. Духовные практики Востока изучают, в первую очередь, духовную жизнь человека, а душевную жизнь человека рассматривают как следствие его духовной жизни и результат осознания своего предназначения в жизни. Инициатический анализ позволяет изучать влияние на развитие мультимодальной системной российской психотерапии, как психотерапии Запада, так и духовных практик Востока.
Правополушарная и левополушарная асимметрия мышления человека При структурном анализе личности в инициатическом анализе исследуется влияние асимметрии мышления человека, важного фактора, влияющего на поведение человека и развитие его личности. Каждая субличность проявляет себя через определенный вид мышления. Рассмотрим два вида мышления: Содержания и Формы, которые соответствуют субличностям Содержания и Формы. Мышление Содержания иррационально и отражает в основном деятельность правого полушария головного мозга, а мышление Формы - это проявление логического мышления, результат деятельности левого полушария головного мозга. У человека обычно наблюдается последовательное развитие указанных видов мышления, которое проявляется как правополушарная или левополушарная асимметрия мышления. Такая асимметрия мышления становится устойчивой и практически не изменяется во времени, если человек отдает предпочтение одному из этих видов мышления. На основе изучения свойств обоих видов мышления: Содержания и Формы автором был разработан психологический тест “Время” для количественной оценки правополушарной и левополушарной асимметрии мышления человека. Тест “Время” используется для группового тестирования. Такое тестирование позволяет исследовать влияние асимметрии мышления человека на его поведение. Приведем пример. Интересные результаты тестирования были получены в Российской медицинской академии последипломного образования при тестировании клинических ординаторов во время занятий в учебной аудитории. Тестирование показало, что ординаторы выбирают себе место в учебной аудитории в зависимости от величины асимметрии мышления. Если в аудитории смотреть на ординаторов со стороны лектора, то по данным тестирования с левой стороны от лектора разместились ординаторы с правополушарной асимметрией мышления, а с правой стороны - ординаторы с левополушарной асимметрией мышления. Причем, чем больше величина асимметрии мышления по тесту “Время”, тем дальше от середины аудитории влево вправо находились ординаторы. Последовательность развития субличностей При изучении личности важным фактором является неравномерность развития субличностей, которая бывает, как возрастная, так и приобретенная в результате сознательной или неосознанной блокировки некоторых субличностей и следования распространенному заблуждению о том, что при развитии и использовании субличностей можно успешно применять принцип замещения субличностей. Кратко опишем закономерности неравномерного развития субличностей человека, формирование определенной последовательности их развития. В дошкольном возрасте у ребенка складываются фиксированные экзистенциальные позиции, эмоциональные установки, базовые представления о себе, своем месте в обществе и окружающем мире. В этот период складываются и совершенствуются во взаимодействии субличности “социальной плоскости”. При этом значительно изменяется состояние субличности Содержания, которое отличается от первозданного естественного состояния субличности Содержания. Это естественное первозданное состояние субличности Содержания не зависит от уровня развития других субличностей человека и отражает суть, существо Жизни. В раннем детстве субличности Формы и Трансформации только начинают складываться. Ребенок постепенно учится работать с Формой. У него формируется основа рациональности поведения. У ребенка проявляется значительная правополушарная асимметрия. Когда ребенок ощущает недостаток в развитии субличности Формы и ему не хватает практичности поведения, он активно ищет новые формы, взамен старых. При этом ребенок активно использует субличность Трансформации, чтобы трансформировать, преобразить то, что мешает ему развиваться. Если на ребенка часто оказывают давление родители, воспитатели и другие люди ближайшего окружения, то, чтобы противостоять этому давлению, у ребенка субличность Трансформации начинает проявлять себя как субличность Деструкции. Ребенок сознательно или неосознанно начинает использовать разрушающее поведение, чтобы противостоять стремлению окружающих подавлять его. И чем больше у ребенка величина правополушарной асимметрии, тем чаще ребенок использует субличность Деструкции для достижения своих целей. В раннем детстве у ребенка еще не развиты субличности Единства и Выбора Пути. Ребенок далек от полного осознания ситуаций жизни. Умения принимать самостоятельно решения, делать правильный выбор еще не сформировались. Субличность Выбора Пути не координирует взаимодействие субличностей “социальной плоскости”. В этот период жизни наблюдаются интенсивные и порою бурные неосознаваемые взаимодействия субличностей Содержания, Формы и Трансформации. В подростковом возрасте в результате развития субличности Формы правополушарная асимметрия мышления уменьшается или может сформироваться левополушарная асимметрия мышления. И чем меньше асимметрия мышления у подростка, тем активнее у него развивается субличность Выбора Пути и формируются навыки самостоятельного принятия решений. Субличность Выбора Пути начинает координировать взаимодействие субличностей “социальной плоскости”. Дальнейшее развитие психики человека приводит его к осознанию собственных заблуждений, иллюзий и развитию субличности Единства. Когда человек активно использует в своей жизни все пять субличностей, он действует наиболее близко к своему предназначению в жизни. Теперь рассмотрим варианты взаимодействия субличностей. Последовательность активизации субличностей При гармоничном взаимодействии субличностей соблюдается определенная иерархия, последовательность их активизации. Эта последовательность показана на схеме 1. Схема 1 показывает порядок переключения с одной субличности на другую. При переключении предыдущая субличность оказывает непосредственное влияние на развитие последующей субличности. В конкретных жизненных ситуациях субличности взаимодействуют между собой по Схеме 1 следующим образом. Активизация человеком субличности Единства приводит к осознанию и пониманию своих проблем. В случае дисгармоничного развития личности такое осознание может вызвать стресс. Поэтому важно после осознания провести процедуры, приводящие к изменению, Трансформации. Для этого человек сначала активизирует субличность Выбора Пути, чтобы сделать выбор и принять решение. Затем он активизирует субличности социальной плоскости: Содержания, Формы и Трансформации, которые воплощают принятое решение в жизнь. Если человек использует в своей жизни все пять субличностей в полной мере, у него есть реальная возможность научиться жить, полностью реализуя себя, и быть счастливым в изменяющемся мире. При дисгармоничном развитии личности наблюдаются нарушения указанной на Схеме 1 последовательности активизации субличностей, частично блокируются и вытесняются некоторые субличности. При частичной или полной блокировке субличности Единства Схема 1 преобразуется в Схему 2: Схема 2 описывает распространенный случай, когда человек способен принимать самостоятельные решения, но мыслит узко, фрагментарно, не полностью осознавая ситуацию, в целом. В случае преобладания субличности Выбора Пути с полным подавлением субличности Единства при левополушарной асимметрии мышления человек становится очень рациональным, легко приспосабливается к изменяющейся действительности. И вместе с тем он лишается моральных, этических ценностей и убеждений, которые присущи субличности Единства. Такой подход может привести к появлению стрессовых реакций человека на различные ситуации, ощущениям неосознаваемого страха, потере интереса к жизни, пассивности поведения, активизации субличности Деструкции, которая способствует проявлению саморазрушающего поведения. Схема 3 по сути представляет собой драматический треугольник С.Карпмана. В этом треугольнике субличность Содержания исполняет роль Жертвы, субличность Формы исполняет роль Спасителя, а субличность Деструкции исполняет роль Преследователя. Для наглядности описания свойств субличностей “социальной плоскости” целесообразно их называть также субличностями Карпмана. Человек с левополушарной асимметрией мышления, у которого взаимодействие субличностей происходит по Схеме 3, хорошо адаптируется в традиционном обществе и совершенно беспомощен в эпоху перемен. Теперь рассмотрим еще один вариант взаимодействия субличностей. При блокировке субличности Формы в случае, иллюстрируемом Схемой 3, может сформироваться один из вариантов криминально ориентированной структуры личности, показанный на Схеме 4. Когда, в соответствии со Схемой 4, субличности СЕ, СВП и СФ полностью блокированы и не функционируют, человек лишается этики, моральных устоев и принципов, родительского инстинкта. Он не интересуется мудростью, накопленной другими людьми. Он не пользуется логическим мышлением. Для него получение удовольствия от удовлетворения собственных желаний - это основное стремление в жизни. Кроме случаев, описываемых Схемами 1-4, возможны и другие варианты взаимодействия субличностей человека, которые в этой статье не рассматриваются. Настоящий человек и податливый человек Основатель метода трансактного анализа, психиатр из Сан-Франциско, Эрик Берн ввел понятия настоящего и податливого человека. Эти понятия применимы и в инициатической психотерапии, при инициатическом анализе. Настоящий человек в любых жизненных ситуациях активно использует субличности Единства и Выбора Пути. Он заранее готов к принятию решений. Настоящий человек может осознать свои заблуждения, принять автономные решения и позволить себе обойтись без жизненного сценария. Само по себе освобождение от жизненного сценария, с одной стороны, дает человеку свободу, с другой - делает его персонально ответственным, приводит к необходимости постоянно принимать все новые самостоятельные решения. Настоящий человек позволяет себе быть откровенным, открытым. Он всегда готов взять ответственность на себя. Настоящий человек является руководителем для самого себя. У податливого человека субличности Выбора Пути и Единства частично заблокированы или вытеснены. Личность податливого человека, в основном, описывается взаимодействием субличностей Карпмана. Блокировка субличностей Единства и Выбора Пути у податливого человека приводит к тому, что он не может осознать внутреннюю противоречивость мифов, своих заблуждений и иллюзий. В сложных жизненных ситуациях он не способен сделать правильный выбор, принять автономное решение. Он ощущает свою несостоятельность. У него появляется неуверенность в себе и неосознаваемый страх. Податливый человек часто принимает решения, которые направлены на уничтожение его собственных шансов на успех. Чтобы как-то выйти из такой ситуации, податливый человек пытается исполнять роли тех людей, которые знают, как поступать в подобных ситуациях. Он повторяет программы поведения своих родителей, близких друзей, знакомых и других людей. На основе этих программ поведения податливый человек формирует свой жизненный сценарий, неосознаваемый план жизни. В основе жизненного сценария лежат экзистенциальные установки, основные жизненные позиции, сформировавшиеся в раннем детстве. У податливого человека частично заблокирована субличность Выбора Пути. Поэтому ему трудно принять кардинальное решение и сменить свою основную жизненную позицию, хотя она может быть построена на заблуждениях и мифах. Все поведение податливого человека, все его действия направлены на оправдание, подтверждение и закрепление своей основной жизненной позиции. Этот фактор в сильной степени влияет на формирование жизненного сценария. Податливый человек следует автоматическим, сценарийным решениям и не думает, не заботится о принятии ответственности. Податливый человек пытается использовать субличность Трансформации вместо заблокированных субличностей Единства и Выбора Пути. Под влиянием ощущения неуверенности в себе и неосознаваемого страха субличность Трансформации начинает проявлять себя как субличность Деструкции. Это приводит к отстранениям, лишениям, разрушениям в жизни податливого человека и формированию у него желания иметь психологическую защиту. Беспокойство, тревога податливых людей искажают восприятие реальности. Они видят, слышат, чувствуют и понимают все в искаженном виде. Видят себя и других в кривом зеркале. И живут в окружении кривых зеркал - себе подобных податливых людей. Психология податливого человека в какой-то мере способствует укреплению уголовной субкультуры через активизацию субличности Дес-трукции. СОПОСТАВЛЕНИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗА И ИНИЦИАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗАВ трансактном анализе при структурном анализе личности исследуются состояния эго, то есть определенные паттерны мышления, чувств и поведения, которые можно выделить в структуре личности и которые обозначаются как Родитель, Взрослый и Ребенок. Функционально Родительское состояние эго можно разбить на Поощряющего Родителя и Карающего Родителя, Детское состояние эго включает Спонтанного Ребенка и Воспитанного Ребенка. Таким образом, в трансактном анализе при изучении личности рассматривают пять компонентов, как и в инициатическом анализе. Хотя количество рассматриваемых компонентов при описании личности в обоих видах анализа совпадает, однако между состояниями эго трансактного анализа и субличностями инициатического анализа существуют достаточно выраженные различия. Сначала отметим определенные соответствия между субличностями и состояниями эго трансактного анализа. Инициатический анализ описывает личность с помощью пятикомпонентной структуры, а трансактный анализ на первом уровне описывает личность с помощью трехкомпонентной структуры. Каждое состояние эго проявляется через активизацию сразу нескольких субличностей, из которых одна является ведущей. Во Взрослом состоянии ведущая субличность - это субличность Выбора Пути. Детскому состоянию соответствует ведущая субличность Содержания. В Родительском состоянии ведущая субличность - это субличность Формы. Эти соответствия ведущих субличностей и состояний эго показаны в Таблице 1. В Родительском и Взрослом состояниях обычно задействованы четыре субличности: субличность Выбора Пути и субличности Карпмана. В Родительском состоянии ведущей субличностью является субличность Формы. Во Взрослом состоянии ведущей субличностью является субличность Выбора Пути. Родительское состояние неоднородно. В нем можно выделить два основных проявления: Поощряющий Родитель и Карающий Родитель. Поощряющий Родитель, как правило, соответствует левополушарной асимметрии мышления человека. При этом проявляется СПОСОБСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ КОМПОНЕНТ РОДИТЕЛЬ. Карающий Родитель обычно имеет правополушарную асимметрию мышления. Недостаток практичности он пытается компенсировать через активизацию субличности Деструкции и разрушающее поведение. У Карающего Родителя всегда присутствует КОНСЕРВАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ РОДИТЕЛЬ. Наблюдения за поведением подростков показывает следующую особенность. Старшие братья и сестры с правополушарной асимметрией мышления, когда исполняют роль Родителя по отношению к своим младшим братьям и сестрам, обычно выбирают для себя роль Карающего Родителя.
Взрослое состояние обычно однородно. Это связано с тем, что во Взрослом состоянии обычно отсутствует асимметрия мышления или проявляется незначительная правополушарная или левополушарная асимметрия мышления, которая практически не отражается на поведении человека. Если у человека заметная правополушарная асимметрия мышления, то в его Взрослом состоянии присутствует ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВЗРОСЛЫЙ. При значительной левополушарной асимметрии во Взрослом состоянии проявляется РАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВЗРОСЛЫЙ. В Детском состоянии активизируются все три субличности “социальной плоскости”, субличности Карпмана. Ведущей субличностью является субличность Содержания. Детское состояние, как правило, проявляется при правополушарной асимметрии мышления, которая показывает недостаточное развитие субличности Формы, низкий уровень социальной адаптации человека. Само Детское состояние неоднородно. Оно проявляется в двух вариантах: Спонтанный Ребенок и Воспитанный Ребенок. У Спонтанного Ребенка частично заблокирована или вытеснена субличность Формы. В результате у Спонтанного Ребенка активизируются, в основном, субличности Содержания и Деструкции. Блокировка субличности Формы приводит к безрассудному поведению Спонтанного Ребенка. Активизация субличности Деструкции у Спонтанного Ребенка проявляется через пакостливость. В этом случае проявляется ТРУДНЫЙ КОМПОНЕНТ ДИТЯ. У Воспитанного Ребенка частично заблокирована или вытеснена субличность Деструкции. У него активизируются только субличности Содержания и Формы. Благодаря воспитанию, он сознательно подавляет в себе желание активизировать субличность Деструкции. У Воспитанного Ребенка проявляется ПОЗИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ДИТЯ. ОСОБЕННОСТИ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ИНТЕГРАТИВНОЙ СИСТЕМЕ АНАЛИЗАВ Таблице 1 есть два пробела, которые соответствуют состояниям личности, неописываемым в Трансактном анализе. Эти пробелы в Таблице 1 соответствуют субличностям Единства и Трансформации. При создании интегративной системы анализа личности на основе инициатического и трансактного анализа целесообразно ввести понятия еще двух состояний личности, чтобы заполнить эти пробелы. Эти состояния личности назовем Мудрое состояние и состояние Трансформации (Деструктивное состояние). В Мудром состоянии личности ведущей является субличность Единства. В состоянии Трансформации личности (Деструктивном состоянии личности) ведущей является субличность Трансформации (Деструкции). Укажем эти состояния личности в Таблице 1. Тогда она примет вид Таблицы 2. Таблица 2.
Как видно из Таблицы 2, в интегративной системе анализа личности рассматриваются пять состояний личности. Каждый человек переходит из одного состояния личности в другое. Каждое состояние личности приносит свои результаты, свои ощущения и переживания. Люди, у которых заблокирована или частично вытеснена субличность Единства, предпочитают определенные состояния личности. Некоторые избегают находиться в каком-то одном из состояний личности или даже в нескольких. Игнорируя некоторые состояния личности, люди значительно обедняют свою жизнь. И когда им удается прислушаться к своим внутренним диалогам, то они слышат вместо пяти только четыре голоса или еще меньше голосов. Когда же удается услышать пять равноправных голосов, это уже свидетельствует о том, что личность человека достаточно развита и готова действовать автономно, без использования жизненных сценариев.
Источник: |