Мы рекомендуем
Сценарные аспекты поведения жен мужчин больных алкоголизмом |
Автор: Меринов А. В. |
Berne E. (1964) определял сценарий как «бессознательный план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе жизненного пути». С самого детства родители передают ребенку различные послания, на основании которых он формирует свои представления о себе и о других. При этом образуется основное сценарное содержание, в соответствии с которым человек принимает решение о том, как он проживет свою жизнь. В своей работе мы с позиций сценарного анализа изучили некоторые особенности личности супруг мужчин больных алкоголизмом (МБА). Традиционно считается, особенно в кругу неспециалистов, что имеющиеся нарушения в различных сферах жизнедеятельности (например, широко представленная нервно-психическая патология), имеющиеся у жен МБА продуцируются алкоголизмом мужа, то есть, являются достаточно однозначной реакцией на созданную в семье атмосферу психологической напряженности и т.д. Таким образом, зачастую супруге отводится роль пассивного, страдающего звена. Тем не менее, при работе с супругами БХА часто возникает ощущение, что их страдания подчинены какому-то внутреннему смыслу и, возможно, вовсе не являются случайными. Для решения этого вопроса нами с помощью сценарного опросника (Steward I., 1996) в ходе полуструктурированного терапевтического интервью (Шустов Д.И., Меринов А.В., 2000) обследованы 35 супруг МБА в возрасте 30-45 лет и сроком семейной жизни в “алкогольном” браке порядка 14 лет. В результате обработки данных сценарного опросника более чем у половины жен МБА (57,2%) встретились достаточно явные указания на присутствие у них родительского приказания “Не живи”. Наличие данного деструктивного приказания уже само по себе способно служить значимым фактором для построения “аутоагрессивного” сценария жизни, нередко подразумевающего в виде сценарной расплаты насильственный уход из жизни. Это положение подтверждается достоверно более высоким количеством парасуицидов в изучаемой группе (16,13%) в сравнении с общепопуляционными показателями (Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С, 1980). С другой стороны, наличие данного приказания может и не проявлять себя через суицидальное поведение, что связано с рядом психологических защитных механизмов. Тем не менее, оно периодически актуализируется посредством различных замещающих “эквивалентов”, например, необъяснимого чувства собственной ничтожности, ненужности и бесполезности. Эти чувства, как показывает наш опыт, являются весьма характерными для супруг МБА. Многие из них считают, что их брак - это наказание за какие-то мифические грехи, что сопровождается переживанием собственной неполноценности и неспособности потенциально быть счастливой, заслуживающей этого. Более того, это “наказание” следует терпеть во имя непонятного искупления. Не смотря на всю парадоксальность имеющихся семейных отношений (побои со стороны мужа, унижения и лишения) эти браки представляют собой достаточно устойчивое образование. Выскажем предположение, что именно наличие приказания “Не живи” может в ряде случаев являться причиной вступления в заведомо “неудачные” семейные отношения, когда женщина еще до брака знала, что избранник “выпивает и бывает груб”, но, тем не менее, поверила, что в ее случае “все изменится к лучшему”. Достаточно странное решение? Но, подчеркнем, что активное, то есть не по принуждению. С другой стороны, вступив в такие отношения, зачем женщина готова терпеть издевательства над собой, когда та “первая, ослепляющая любовь” уже прошла? В русском языке существует пословица: “Бьют - беги, дают - бери”, но она не подходит для жен МБА. Парадокс? Сбой инстинкта самосохранения? На наш взгляд, это прекрасная иллюстрация реализации аутодеструктивного сценария, опосредующего и опредмечивающего приказание “Не живи”. Однако нам представляется вероятным, что, не смотря на видимую патологичность имеющихся отношений, вступление в подобный брак может служить и своеобразным защитным механизмом, предотвращающим суицид как вариант реализации приказания “Не живи” у большинства жен МБА за счет эквивалентного (замещающего) “несмертельного” страдания в алкогольном браке (вариант принятия сложного спасающего решения). То есть, возникает социально приемлемый вариант несуицидальной канализации собственной аутодеструкции, который можно выразить следующим образом: “Пока я мученически терплю невзгоды своего брака (медленно разрушаю себя), я имею кредит жизни и не должна умереть молодой”. Вторым по представленности родительским посланием, характеризующим жен МБА, является приказание “Не чувствуй себя хорошо”. Данное приказание способно потенцировать действие приказания “Не живи”, приводя к закреплению и хронификации соматических заболеваний, “общего плохого самочувствия”. Любопытной иллюстрацией этого является ситуация, когда женщина, начав чувствовать себя “хорошо” в период ремиссии алкоголизма у мужа, когда все, казалось бы, располагает к вербально желаемой “нормальной” жизни, провоцирует алкогольный эксцесс у супруга, тем самым, возвращаясь к своей привычной экзистенции страдалицы, которая чувствует себя преимущественно “плохо”. В данном случае хорошо прослеживается механизм подтверждения сценарных установок (в частности, сценарного процесса “Всегда”) и получения привычного негативного выигрыша. Таким образом, рассматривая жен МБА с позиций сценария жизни, мы приходим к выводу, что имеющиеся у них мазохистически-виктимный радикал во многом объясняется наличием деструктивных сценарных приказаний. Необходимо отметить и активную роль супруг МБА в построение деструктивных семейных отношений, позволяющую до определенной степени реализовать собственную аутоагрессию. Знание этих особенностей помогает лучше понять процессы супружеского взаимодействия в алкогольной семье и внести соответствующие коррективы в процессе психотерапии состояния созависимости у жен МБА.
|