Мы рекомендуем
Психокоррекция жизненных сценариев методом сказкотерапии |
Автор: Колобовникова А. С. |
О цели статьи Наверняка многие из нас задумывались над тем, как изменить свою жизнь и достичь желаемых целей. Некоторые , действительно, подумали, рискнули, изменили. Таких людей очень мало. Другие же, напротив, подумали – и отложили свои действия (до понедельника, 1-го числа, отпуска, лучших времён и далее можете дополнить сами) – так бывает примерно в половине случаев, в остальных – это чередование попыток что-то менять, успехов и возвращений к былому, и снова попытки… Для тех, кто хотел бы выявить свои жизненные сценарии и «изменить судьбу» предлагается один из удивительных методов психокоррекции - «сказкотерапия». В первую очередь этот метод важен для практикующих психологов как инструмент работы и метод самопомощи. О каких же случаях идёт речь? В предлагаемой сказкотерапевтической теории все случаи условно можно подразделить на несколько типов:
Суть метода Предлагаемый метод сказкотерапии заключается в написании авторской (клиентской) сказки и дальнейшей психокоррекционной работы с ней в контексте гештальт-подхода с использованием элементов юнгианского анализа, трансактного анализа, психодрамы. Подробности : Так, например, сказка о преодолении страха перехода на новую работу облекается в соответствующее сказочное название «О будущем королевича Алексея в Замке Чародея». Название сказки может родиться как до, так и после написания сказки. Этап 2. Осознавание сценария, закодированного символами сказки. После написания сказки, мы просим клиента подчеркнуть всех персонажей сказки (ними могут быть и неодушевлённые предметы), а также выделить наиболее значимые события. Следующий шаг – это, выражаясь гештальтистским языком, - прояснение феноменологии клиента. То есть, мы просим клиента указать, с кем и с чем в реальной жизни или в самом себе он мог бы соотнести персонажей сказки, и что означают те или иные сказочные события в жизненной реальности, и таким образом, понять, о чём эта сказка. Здесь есть один важный нюанс. Для того, чтобы клиент «одел сказку на себя», необходимо отыскать так называемую «точку настоящего». Точка настоящего – место в сказке, где клиент (главный герой сказки) находится сейчас. Удивителен тот факт, что около 90% участников сказкотерапевтических мастерских находят самостоятельно эту точку без предшествующего опыта и дополнительных объяснений, оставшиеся – справляются с этой задачей при минимальном участии ведущего группы в течении нескольких минут. Точка настоящего делит сказку (сценарий) на прошлое, настоящее и будущее. Этап 3. Прояснение желательного будущего. После того, когда выделено сценарное будущее и прояснены символы сказки, важно определить являются ли описанные события желательными или клиент хотел бы что-либо изменить в своей сказке. Иногда сказки переписываются полностью. Что делать, если точка настоящего находится в конце сказки? В этом случае мы просим клиента написать продолжение. Если прогноз будущего, разумеется, после этапа осознавания, человека не устраивает, то необходимо написать новую сказку о желательном будущем. Этап 4. Собственно терапевтический. Если нашего клиента устраивает обозначенное в сказке будущее, например, « Елена прекрасная встречает своего суженого, выходит за него замуж, рожает ему детей», то задача сказкотерапевта заключается в том, чтобы помочь клиенту определить, что же мешает достичь желаемых изменений в судьбе. Тогда новой терапевтической сказкой может стать следующая: «Что же предпринять Прекрасной Елене, чтобы найти свою судьбу». Зачастую одного написания терапевтической сказки бывает достаточно для того, чтобы привлечь необходимые события в свою жизнь. Ведь сказка, как и сновидение, обнажает срез бессознательного, только в сказке мы оперируем символами согласно нашему запросу, это как будто видеть сны по заказу. Более того, сказкотерапия очень экологичный метод в этом плане. Давно известно, что герои произведений живут по своим законам, не возможно привнести в сказку что-то, чего нет внутри, и, если что-то не согласуется с нашим внутренним миром, сказка сразу сигнализирует об этом. Написание терапевтической сказки запускает определённые механизмы саморегуляции. Дополнительное осмысление с помощью гештальт–приёмов позволяет осознанно привнести изменения в жизнь. Если этап осознавания терапевтической сказки отсутствует, то необходимые перемены начинаются, по наблюдению участников мастерских, приблизительно через 0,5 года с момента написания терапевтической сказки. Выводы сделанные во время гештальт-сессии клиент может внедрять в жизнь незамедлительно, тем самым приближая желанную цель. Таким образом, если будущее неизвестно, нежелательно или клиент интуитивно чувствует, что ему хотелось бы что-то изменить, то в этом случае пишется новая сказка о желательном будущем героя и о путях достижения этого будущего, как было описано выше. Есть определённая тонкость: терапевтическая сказка чаще всего пишется к самому неясному месту сказки. Самое неясное место сказки это то, что следует за «точкой настоящего». Действительно, точка силы заключена всегда в настоящем моменте. Последующие этапы. Сказки как матрёшка в матрёшке. Написание сказок напоминает матрёшку. В работе со сценариями из диагностической сказки выростает терапевтическая, затем следующая и так важно дойти до самой маленькой последней матрёшки–сказки. В среднем для написания с последующей гешатальт-аналитической работой требуется 5-7 сессий, иногда и намного больше. Итоги В представленном методе реализуются три функции сказок: диагностическая, психотерапевтическая и прогностическая. Соответственно выделим диагностическую, терапевтическую и прогностическую сказки. Диагностическая сказка позволяет выявить базовые сценарии и стратегии поведения человека, Например, главный герой занимает в сказках пассивную роль, ожидая решения проблем от окружающего мира: «И сидела она у окошка 33 года и 3 дня…»Терапевтическая сказка повествует о том, как клиенту достичь желаемого будущего, в последнем примере – занять активную роль, взяв больше ответственности на себя: «И пошла она по белу свету, суженого своего искать…» Прогностическая функция реализуется в той части сказок, где речь идёт о будущем героя: «И нашла она своего суженого, полюбила, и жили они долго в красивом доме, что сами построили». Волнующим является вопрос «Сбываются ли сказки, и в какой мере?» Ответ на этот вопрос целесообразно оставить открытым, пусть каждый, познавший сказку, найдёт ответ для себя. Можно лишь с уверенностью отметить, что сказкотерапия – один из немногих методов в психоконсультативной практике, позволяющий с высокой эффективностью решать вопросы выявления и изменения жизненных сценариев, понимания и признания своих истинных желаний, постановки и достижения желаемых целей. |