Мы рекомендуем
Сценарии жизни, мешающие успеху |
Автор: Наталья Андраханова |
Каждый человек живет по своему жизненному сценарию. Меняются актеры, декорации, в сценарное повествование вносятся коррективы. Иногда какая-то неведомая сила заставляет человека принимать важные решения, и впоследствии он удивляется: как такое могло произойти? Оказывается, у каждого человека, будь то мужчина или женщина, существует неосознанный жизненный план, который появляется еще в детские годы. Хорошо, если он идентичен прописанному осознаваемому плану; в противном случае человек недоумевает по поводу того, что происходит в его жизни. Как бы он ни старался, ничего не получается: идеи реализовать не удается, полученная престижная специальность оказывается невостребованной, личная жизнь не складывается, финансовый кризис подступает… С первых лет жизни ребенка родители передают ему вербальные или невербальные сценарные послания, на основе которых растущий человек принимает решения. Чаще всего эти решения забываются и во взрослой жизни не осознаются, однако люди им следуют. Написанный когда-то сценарий работает бессознательно, и чаще всего человек большую часть жизни проживает в полном неведении относительно своего сценария.
Сценарии делятся на выигрышные, проигрышные и безвыигрышные. Победитель (выигрышный сценарий) всегда легко идет по жизни. Он удовлетворен собой и всем, что делает. Выигрыш победителя всегда равнозначен поставленной им цели. Он не упускает ни одной возможности для достижения успеха. Его жизненное кредо: «Цель оправдывает средства». Если победитель проигрывает в одной области, то не боится пробовать реализовать себя в другой. Он не может быть неуспешным. Проигравший (проигрышный сценарий) никогда не достигает цели, ему незнакомо чувство удовлетворения. Подобные сценарии могут быть разной степени тяжести. Первая степень воплощается в легких потерях, конфликтах на работе, депрессии, провалах экзаменов. Вторая степень тяжести проигрышного сценария имеет более серьезные последствия. Это череда увольнений с работы, частые госпитализации, крах личных отношений. Сценарий третьей степени тяжести всегда заканчивается роковыми событиями: смерть, инвалидность, смертельная болезнь, психические расстройства и т. п. Середнячок (безвыигрышный сценарий) – обычный, ничем не примечательный, банальный человек. День его похож на день, а ночь на ночь. В скучной жизни середнячка ничего не происходит, она течет как медленная река – без взлетов и падений, радостей и огорчений. Его жизненный принцип гласит: «Не рискуй. Игра должна быть безопасной». Данная классификация, конечно же, условна. Чаще всего жизненные сценарии представляют собой сочетание различных вариантов. Человек может быть победителем в интеллектуальной области, проигрывающим в личных взаимоотношениях и невыигрывающим в физическом плане.
От чего зависит качество жизни человека? Уверенный в себе скажет: «Конечно же, от меня самого». И будет отчасти неправ: в жизни присутствуют также наследственный фактор, внешние события, неосознанные сценарии. Если в раннем детстве вы решили жить до ста лет, то не факт, что это произойдет. Осуществлению этого плана может помешать, например, авиакатастрофа. При этом жизненно важные решения редко оказываются несценарными. Как же понять работу сценария? Во-первых, если вы действуете исходя из непонятных вам соображений, значит, вы придерживаетесь какого-то неосознаваемого сценария. Во-вторых, если вы постоянно попадаете в похожие ситуации с неблагоприятным исходом, значит, вы согласно собственному скрытому плану эти ситуации сами выстраиваете.
Сейчас много говорят и пишут о влиянии на дальнейшую жизнь человека родительской любви. Если ребенок был желанным для матери, если его в этом мире ждали, если родители любили и уважали друг друга, то по жизни такой человек идет с уверенностью, что он и все окружающие его люди совершенны. Это человек со сценарием победителя. Про таких говорят: родился в рубашке. Он любит весь мир и доверяет людям, это солнечный человек, который дарит окружающим спокойствие, надежность и, что бы ни произошло в его жизни, всегда выходит из игры победителем. Противоположностью такому человеку является тот, чье появление в этом мире было нежеланным. Его не хотели ни мать, ни отец, он воспринимался как обуза для семьи, рос в атмосфере холода и отчуждения. О нем заботились физически, но эмоциональной поддержки родителей он не ощущал. Обычно это дети от нежеланных беременностей, рожденные теми, чей брак был заключен случайно или по ошибке. Такому ребенку всегда будет казаться, что он несовершенен, – в отличие от других. На бессознательном уровне он на протяжении всей жизни станет отыгрывать сценарий жертвы и уступать дорогу. Это вечный неудачник, проигрывающий всем и во всем.
Авторами сценарных посланий являются наши родители. Какими бы хорошими людьми они ни были, часто убеждения, передаваемые нам в течение жизни, на поверку оказываются совершенно бессмысленными. Чаще всего послания передаются невербально, например демонстрация матерью категорического неприятия мужчин. Нередки и вербальные послания, например от матери дочери: «Нельзя доверять мужчинам». Иногда эти способы применяются одновременно. Пока мы растем и взрослеем, родители дают нам указания, советы, воспитывают по своему образу и подобию, прививают вкусы и отношение к действительности. В подростковом возрасте человек в какой-то мере избавляется от родительского багажа, но его основная часть все-таки хранится в нашей психике, поскольку большинство скрытых родительских сценарных посланий усваивается нами бессознательно. Вспомните взаимоотношения мамы и папы в родительской семье. Ваша собственная семья вам ничего не напоминает? Как бы мы ни обещали себе в детстве, что наша семья никогда не будет похожа на родительскую, в итоге обнаруживаем, что выбрали себе в спутники или спутницы жизни копию своего родителя. Не обязательно внешне – здесь наше бессознательное не всегда удачно подшучивает над нами. Обычно мы выбираем себе партнера, чем-то неуловимо знакомого по детским годам.
Немаловажную роль в жизни взрослого человека могут играть родительские оценочные определения. Как вас называли в детстве родители? Как они эмоционально реагировали в ситуациях, когда вы оказывались не на высоте? Вариантов может быть много: от «Ничего, сын, прорвемся, я тебе помогу» до «Лентяй, ты ничего сам не добьешься в этой жизни». Сильными сценарными посланиями могут быть косвенные оценочные определения. Обычно это информация о ребенке, которую родитель передает кому-то в отсутствие того рядом, а ребенок на самом деле слышит разговор. Что говорила о вас ваша мама: «Он такой умница» или «Боже мой, он сведет меня в гроб и сам плохо кончит»? Ребенок, услышав информацию о себе, всегда полагает, что она верна. Для того чтобы сценарные послания были окончательно усвоены ребенком, они должны иметь регулярную основу. Сочетание травматических событий и повторяющихся посланий создает основу сценария жизни. Только обладая информацией о своем прошлом, можно изменить будущее. Для этого необходимо пересмотреть и понять матрицу своего сценария. На листе бумаги не задумываясь запишите послания, полученные от своих родителей. Посмотрите внимательно на этот список. Возможно, в связи с каждым из посланий вы что-то испытывали, чаще всего проблемы и неудобства. Отметьте в списке те запреты, которые были для вас очень значимыми. Попробуйте вспомнить, какой из запретов принадлежал отцу, какой матери, какой обоим родителям? Когда ваши родители гордились вами, а когда были на вас рассержены? Как вы узнавали, что они довольны или недовольны вами? Маму или папу вы напоминаете своим поведением?
Исследователи проблемы жизненного сценария обнаружили удивительный факт. Оказывается, существует всего шесть сценарных схем: «Прежде», «После», «Никогда», «Всегда», «Почти» и «Неопределенный сценарий». Эрик Берн, автор теории транзактного анализа, проиллюстрировал каждую древнегреческим мифом.
Древнегреческий герой Геракл, прежде чем стать полубогом, должен был выполнить целый ряд трудных задач, и одна из них – очистить Авгиевы конюшни от гор навоза. Человек, проживающий свой сценарий по схеме «Прежде», придерживается следующей позиции: «Я не могу веселиться прежде, чем закончу работу». Во всех вариантах данной позиции содержится мысль: «Нечто хорошее недопустимо прежде, чем будет закончено что-то менее хорошее». Вспомним героиню Веры Алентовой: «Теперь я точно знаю, после сорока жизнь только начинается».
Эту схему можно проиллюстрировать мифом о Дамокле. Царь проводил жизнь в пирах и развлечениях, но над головой у него на конском волоске все время висел меч. Однажды Дамокл увидел его – и с тех пор не находил себе покоя. Он жил в постоянном страхе, что меч может упасть. Человек, живущий по сценарию «После», полагает, будто может радоваться сегодня лишь за счет того, что завтра на него падет дамоклов меч судьбы; его лозунг: «Сегодня я могу веселиться, но завтра мне придется за это заплатить». Схема «После» – это перевертыш схемы «Прежде». Примером может служить человек, который, произнося тост, отмечает: «Отличный вечер! Но завтра моя голова будет раскалываться».
Схеме «Никогда» соответствует миф о древнегреческом Тантале, обреченном на ужасное наказание. Мучимый жаждой и голодом, он стоит в воде, доходящей до подбородка. Ему стоит лишь наклониться, чтобы утолить жажду. Но как только он наклоняется, вода отступает. Над Танталом склоняются ветви с прекрасными плодами. Но только он протягивает к ним руки, налетает порыв бурного ветра и уносит ветви. Излюбленная тема обладателя данной схемы звучит так: «Я никогда не смогу получить то, чего мне хочется больше всего». Многие мужчины часто говорят, что хотели бы иметь постоянные отношения с какой-нибудь женщиной. Но желаемые отношения у них никогда не складываются. На самом деле они, похоже, даже не пытаются посещать места, где могли бы завязать серьезное знакомство. Таким людям всегда мешает нечто во внешнем мире. Собственные внутренние препятствия для достижения цели выносятся ими во внешний мир по типу проекций. Люди со сценарной схемой «Никогда» склонны повторять изо дня в день – на манер испорченной пластинки – свою печальную историю, рассказывая окружающим о своем желании, и не предпринимают для его свершения никаких действий. Нередко многие подумывает о том, чтобы вернуться в институт и доучиться до диплома. Но все никак не соберутся подать заявление... Такие люди обречены на танталовы муки.
Данная схема соответствует древнегреческому мифу об искусной ткачихе Арахне, которая несколько опрометчиво вызвала на состязание в ткаческом ремесле богиню Минерву. Оскорбленное божество превратило ее в паука, обреченного вечно ткать свою паутину. Человек, действующий по схеме «Всегда», задается вопросом: «Почему со мной всегда это случается?» Некоторые женщины умудряются по три раза выйти замуж и развестись, каждый раз находя не удовлетворяющие их отношения. Многие мужчины постоянно меняют не устраивающие их места работы и жительства на подобные. Выбор таких людей изначально неверен.
Иллюстрацией может служить миф о Сизифе, который прогневал вспыльчивых греческих богов и был навечно обречен вкатывать на гору огромный камень. Каждый раз, когда он почти достигал вершины, камень выскальзывал у него из рук и катился вниз, к самому подножию. Действуя по схеме «Почти», человек говорит, подобно Сизифу: «На этот раз мне почти удалось». У таких людей всегда «почти прочитанная книга», «почти помытая машина», «почти убранная квартира», «почти кресло руководителя» и т.д. И постоянно находятся обстоятельства, которые мешают довести дело до конца.
В этой схеме присутствует поворотный пункт, после которого все меняется, но для человека с неопределенным сценарием после поворотного пункта ничего нет. Некоторые люди ставят перед собой только краткосрочные цели. Достигнув их, они не знают, что делать дальше, и мечутся, пока не подвернется что-нибудь еще. Тогда они ставят перед собой следующую краткосрочную цель – и все повторяется. Лозунг неопределенного сценария: «Достигнув этого, я не буду знать, что мне дальше с собой делать…» Схемы развития жизненного сценария могут комбинироваться, но у большинства людей определенная схема преобладает. Некоторые совмещают две схемы: одна главная, а вторая второстепенная. Такие схемы передаются от родителей к детям путем подражания родительскому примеру. Любой жизненный сценарий может быть подвергнут изменениям, корректировке и переписыванию. Главное – понять свою сценарную жизненную схему. Осознание настоящего обязательно будет способствовать изменениям будущего. Удачи!
Из привычного сценария можно выйти. Для этого нужно выявить основную схему, по которой разворачивается ваш сценарий, – тогда ее можно сломать. Как? Действуйте с точностью до наоборот: разрыв шаблонов приводит к хорошим результатам. Действия, направленные вразрез схеме сценария, каждый раз будут ослаблять ее. К собственному сценарию легко пробраться с помощью анализа своих снов, фантазий и любимых детских сказок. Обычно вместе со сценарными воспоминаниями возникают сильные эмоции и переживания. Готовы? Тогда начали! Шестая сцена: Сцена смерти. Сколько вам лет? Что там происходит?
Затем вернитесь в настоящее и откройте глаза. Попробуйте описать свои переживания от созданного вами же спектакля. Что вы узнали о своем сценарии? Кто вы по жизни? Победитель? Проигравший? Середнячок?
Источник: Журнал "Профессия - директор", г. Санкт-Петербург, №3, март, 2008 г. |