Трансактный анализ для всех

Мы рады приветствовать вас на сайте "Трансактный анализ для всех"!

Трансактный анализ - это одна из самых понятных, интересных и эффективных психологических моделей, которую с успехом применяют ведущие психологи, психотерапевты, бизнес-консультанты во всём мире. Трансактный анализ (ТА) – это теория человеческой личности, социального взаимодействия и система психотерапии, основанная Эриком Берном и развитая позднее другими исследователями.

Школа трансактного анализа имеет два своих фирменных критерия: понятность и прозрачность. Понятность – это не только доступность материала людям с различным уровнем образования, социального положения и возраста, но также и умение говорить о сложных психических или социальных явлениях простым языком. Другой критерий – прозрачность предполагает честность психологических стратегий и отсутствие какого-либо намека на манипулятивность, столь характерную для многих современных направлений психологии управления и коммуникации.

Мы очень надеемся, что материалы сайта окажутся полезными для Вас. Читайте, изучайте, делитесь своими вопросами, мыслями и идеями на форуме!

 
Метод: ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ

Родитель, Взрослый, Ребенок – по мнению психотерапевта Эрика Берна, они есть в каждом из нас. Надо научиться узнавать их голоса, чтобы понять, почему мы так по-разному ведем себя с другими людьми и почему они по-разному ведут себя с нами. Как мы общаемся? с одними людьми говорим спокойно и уверенно, поучаем других, а от третьих чего-то возмущенно требуем. Американский психотерапевт Эрик Берн предположил, что так в разные моменты нашей жизни и в разных ее ситуациях проявляются три состояния нашего «я»: Родитель, Взрослый и Ребенок. Берн разработал психотерапевтический метод, который позволяет проанализировать поведение и узнать, почему мы часто не понимаем своих коллег, детей или друзей, и что надо сделать для того, чтобы изменить это положение.

 
"Спасательство": внутренний мир снаружи

В этой статье я буду говорить об отношениях зависимости, в которых один просит о помощи, но не использует ее, а другой продолжает оказывать эту помощь, несмотря на то, что она оказывается бесполезной. Того, кто просит, я буду называть "жертвой" (обстоятельств, другого человека-"тирана", собственных ошибок – всего того, что причиняет мучения и с чем невозможно справиться…), а того, кто готов оказывать помощь – "спасателем".

Само движение по полюсам "тиран" – "жертва" – "спасатель" давно описано в литературе, как и феномен "жертвы". Я в двух словах напомню их суть, а в данной статье меня интересует происходящее именно со "спасателем".

Феномен "жертвы" начинает существовать в тот момент, когда человек сохраняет контакт с партнером ценой нарушения своих границ, подавления своих чувств и потребностей в угоду потребностям партнера, накапливает обиды и разочарования, переживает полную беспомощность что-либо изменить в этой ситуации. Вместо того, чтобы прямо сообщить партнеру о своем недовольстве, "жертва" молчит и терпит, однако, со временем негативных чувств накапливается столько, что их трудно удерживать внутри себя, и тогда "жертва" ищет кого-то третьего, кому можно пожаловаться на свою несчастную жизнь. 

Этим "третьим" и оказывается "спасатель", от которого ожидается сочувствие и понимание такое же бесконечное, как и муки "жертвы". Партнер, на которого "жертва" жалуется, предстает настоящим злым "тираном", в отношениях с которым она совершенно беспомощна, а значит вся ответственность за улучшение ее состояния ложится на кого-то третьего, который просто не сможет жить спокойно и бездействовать, видя чужие страдания.

И этот третий принимает на себя функции избавителя и защитника, "спасателя" одним словом.

 
О внутреннем родителе или Что делает счастливыми взрослых

«Бестолочь. Ну просто бестолочь! Ну как можно было такое вытворить, а? Ну разве ты не видела, что впереди этот дурацкий фольксваген? Нужно было держать дистанцию. Тормозить вовремя. А ты! Дура! Уселась за руль, неумеха... Вот теперь сама будешь все проблемы решать. И никто тебе не поможет!»

Эти слова, как порывы холодного ветра, вырывались из уст Кати, сидящей в кресле, предназначенном для голоса ее «внутреннего родителя».

Голос не смолкал. Он был резок. Он продолжал и продолжал, с хмурым и злым выражением Катиного лица вспоминать различные истории из ее жизни. Углубляясь в юность, отрочество и раннее детство, в деталях описывая промахи и ошибки, за которые тот, кому это все было адресовано, получал совсем недетские словесные оплеухи.

«Будешь одна сидеть, никому ты не нужна такая!»

 
Влияние трио "Ребенок, Родитель, Взрослый" на нашу жизнь

По теории Эрика Берна каждый человек имеет внутри три состояния, которые активно проявляются в жизни.

Из них формируется отношение к самому себе, виды взаимодействия с другими людьми и многое другое.

Состояние "Я-ребенок" - это когда я ХОЧУ, мне интересно, мне нравится. Это состояние восторженности, творчества, исследования, изучения, познания, интуиции.

Мир чувств, переживаний.

Состояние "Я-родитель" - это контроллер: “НАДО. ДОЛЖЕН. ОБЯЗАН. ПОЛОЖЕНО. ПРАВИЛЬНО”.
Это состояние с множеством запретов "НЕ СМЕЙ! НЕЛЬЗЯ! ОПАСНО! ДОЛЖЕН! Не ходи! Это плохо. Мы так не делаем. У нас так не положено. Это страшно. Это стыдно". 
Внутренний морализатор, который руководствуется устоями, нормами, принципами, долгом, предписаниями. 

Состояние "Я-взрослый" - это позволение себе. 
МОГУ. Когда я не падаю в крайности (в "ребенка" или "родителя"), а хожу по золотой посередине, прихватив с собой детскую любознательность, интерес к жизни, творчество и родительскую осторожность, НЕ переходящую в страх и недоверие миру.

Мир логики, анализа, осмысленного принятия решений. 

 
Что такое уверенность в себе и откуда она берется?

Вчера провела четырехчасовой воркшоп "Хочу изменений", который стал пробой пера к большому тренингу на эту же тему.

Копали мы вчера глубоко. Копали про то, как отличить свои истинные желания от "правильных" и "логичных".

Копали так же про то, как травматический опыт из прошлого фонит, останавливает в здесь и сейчас. И вот эта часть работы заряжена такими глубокими чувствами и процессами, что я сегодня весь день, занимаясь другими делами, чувствую себя обращенной куда-то глубоко во внутрь. Ищу в себе ответы на новые вопросы, появившиеся после вчерашних групповых процессов. Тема изменений настолько богата, что хочется снова и снова разбирать ее, рассматривать, разжевывать по кусочкам. И вот, хочу поделиться еще одним важным кусочком в этой большой теме.

 


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100